Ни один отечественный фильм за последнее двадцатилетие не ждали, как этот. "Высоцкий. Спасибо, что живой" - первая художественная лента о поэте-скандалисте и голосе эпохи. События, о которых идет речь: пять дней из последнего года жизни Высоцкого, когда он, уже наркозависимый, переживает клиническую смерть на гастролях в Узбекистане. Сыну Высоцкого Никите о случившемся рассказал друг поэта актер Всеволод Абдулов - помните его жадного и трусливого Петюню, из-за которого провалилась засада на Фокса у Верки-модистки в фильме "Место встречи изменить нельзя"? История неоднозначная: поэт осознает гибельность зависимости, КГБ пытается обернуть ситуацию против него, любимая женщина спасает, везя запретные снадобья, чтобы поддержать остановившееся сердце.
Фильм могли назвать "Черный человек" - фраза из его песни и пушкинское "мой черный человек" в устах Моцарта. Но за пять лет, потраченных на съемки, у фильма сменились два режиссера - по разным причинам ушли Александр Митта и Игорь Волошин, и ленту снимал создатель "Бумеров" Петр Буслов. Он взял для названия другую строку из Высоцкого: "Спасибо, что живой": по фильму, поэту после спасения остается только год. Музыкальная основа фильма - песни, созданные в этот последний год. К одной из песен - "Райские яблоки" - приложил свой голос рэпер Баста - Василий Вакуленко.
Никита Высоцкий, написавший сценарий пять лет назад по заказу Первого канала, уверяет, что в любимой женщине на экране в исполнении Оксаны Акиньшиной не стоит искать реального прототипа: это собирательный образ. Люди знающие все же уверяют, что речь о последней любви поэта - Оксане Афанасьевой или о Марине Влади. По заверениям Никиты, и Иван Ургант сыграл собирательный образ, но многие все же считают, что речь идет о Всеволоде Абдулове, умершем девять лет назад.
Самая большая интрига - кто сыграл самого Высоцкого. Съемочная группа подписала контракт о неразглашении тайны, создатели не признаются, в титрах имя актера умышленно не указали, чтобы не отвлекать зрителей сравнениями, зато список актеров возглавляет просто "Владимир Высоцкий". Киноманы предполагают, что его сыграл Владимир Машков, Сергей Безруков или Владимир Вдовиченков, но те отрицают свое участие. Версия о самом Никите Высоцком уже отпала хотя бы потому, что он заверил, будто готовился сыграть отца, даже заметно сбросил вес, но отказался от этой идеи. Версию о Безрукове строят еще и на том, что в фильме он занят в незначительной роли: слишком громкое имя для малозначительной работы. Во всяком случае, о Безрукове поговаривают, что после роли Есенина он задался целью сыграть всю поэтическую элиту России, и следующей его ролью будет… Марина Цветаева. Не так уж смехотворно, если учесть, что при съемках "Высоцкого" были задействованы технологии, примененные в "Загадочной истории Бенджамина Баттона". Начали с изучения мимики и пластики поэта на основе фотографий: только у Никиты, который руководит музеем Высоцкого, их с полтысячи. А есть еще посмертная маска, видеоматериалы. Почти пятьсот художников создали с десяток силиконовых масок, которые потом разделили на составные части: из нескольких элементов состоят даже нос, лоб, подбородок. Под увеличительным стеклом оформили мельчайшие изъяны кожи. Каждую часть по отдельности крепили к лицу, так что гримирование занимало по четыре часа, а разгримирование - полтора. Цифровые технологии позволили приблизить голос исполнителя роли к знаменитому хриплому звучанию. Создатели фильма уверяют, что никогда не признаются, кто сыграл поэта: Высокий должен остаться Высоцким.
Для поддержания ощущения ретро решили снимать с применением старых кинообъективов, которые искали по всей стране. Колорита эпохи прибавила одежда - в фильме много узнаваемых типажей: пионеры, дембеля, летчики. Самое простое было одеть массовку в Узбекистане. Там принято бережно относиться к одежде, и у многих в шкафах сохранились костюмы тридцатилетней давности. В фильме задействована точная копия любимого авто Высоцкого - "мерс": "Даймлер-Бенц" 1974 года выпуска редкого даже в Европе цвета "голубой металлик" - первая иномарка, зарегистрированная на Высоцкого, и первая иномарка в картотеке Краснопресненского ГАИ. Машина обошлась дорого: пришлось продать два других авто, одолжиться у Марины Влади, пожертвовать скопленными гонорарами. Позволили выплатить таможенную пошлину по частям, поэт задобрил таможню концертами. "Мерс" в ту пору был еще и у Брежнева, и гаишники по ошибке издалека отдавали честь машине Высоцкого. 1 января 1980 года - за полгода до смерти - артист врезался на ней в трамвай и после ремонта продал. Для съемок заказали точную копию у дилера подержанных "мерсов".
Поговаривают, что "Высоцкого" могут номинировать на "Оскара", что съемки обошлись в двенадцать миллионов долларов, по стране разошлось полторы тысячи копий и что Константин Эрнст ждет троекратной окупаемости. На премьере присутствовал средний сын Марины Влади Пьер.