Если однажды поздним вечером вы попадете в вагон трамвая с поющими пассажирами, не удивляйтесь. И не торопитесь выйти на ближайшей остановке, мол, кажется, я не туда попал… Считайте, что вам просто крупно повезло, потому что вашими попутчицами совершенно случайно оказались певицы народного хора русской песни «Уралочка», возвращающиеся домой с очередной репетиции. Ну, мало им показалось, как всегда, двух часов занятий в стенах хорового класса Дворца культуры металлургов им.
С. Орджоникидзе! Катастрофически мало! И потому душа, как утверждают они сами, продолжает петь еще долго по дороге домой – так, что хочется выплеснуть этот неуемный поток недорастраченной творческой энергии в окружающий мир.
Даже суровые кондукторы не спрашивают у них проездные документы, потому что воспринимают как старых знакомых. Да и поют «уралочки» так, что заслушаешься – тут уж не до формальностей и не до буквоедства. Ведь не современные безликие шлягеры они исполняют, а вечную, как мир, раздольную, как бескрайнее поле золотой пшеницы, русскую песню.
Возрастной разбег в этом замечательном коллективе составляет от 20-ти до 60-ти лет. Если сложить и вывести среднее арифметическое двух этих величин, выйдет аккурат то самое 40-летие, что звенит, поет, кружит «Уралочка» в металлургической Магнитке. И как начинался когда-то наш город у горы Магнитной с палаток первостроителей, так и история хора русской песни берет свое начало в стенах Дворца культуры строителей им. Мамина-Сибиряка. Именно там четыре десятка лет тому назад было решено создать коллектив, работа которого способствовала бы пропаганде песенного народного творчества в среде рабочей молодежи. Ведь строились в то время Дворцы культуры с таким расчетом, чтобы поблизости располагалось побольше общежитий и интернатов молодых работников. И потому с набором в хор проблем у его создательницы и первого руководителя Александры Федоровны Грубовой, практически, не было.
Сложность заключалась в другом – руководителю хора академического, каковым являлась Александра Федоровна согласно диплому, полученному в Магнитогорском музыкальном училище, предстояло постичь специфику работы с певческим коллективом иного направления. Педагогу музыкальной школы с немалым на тот момент стажем работы пришлось учиться фактически по ходу дела, слушая записи других хоров, записывая на магнитофон песни, звучавшие в радиоэфире, занимаясь подбором репертуара, который должен был отражать особенности уральского песенного творчества… Но благословил на все это свою выпускницу сам Семен Григорьевич Эйдинов. И ученица не могла подвести учителя!
Взрослея, по собственному выражению, вместе со своими хористами, первый руководитель хора, возможно, незаметно для себя самой, закладывала и те традиции, что помогли впоследствии «Уралочке» обрести не только «лица не общее выражение», но и выстоять в не самые легкие для коллектива дни «переломных» событий. О них, впрочем, поговорим чуть позже. А пока заметим лишь, что из «Уралочки» не принято было уходить в другие хоры и ансамбли, потому что атмосфера здесь складывалась особенная. Ссоры считались недопустимыми. Все праздники отмечали вместе. На репетиции не возбранялось приводить детей – они садились на стульчики, расставленные специально для такого рода гостей, и слушали, как поют взрослые. А в конце занятий к роялю, за которым сидела Александра Федоровна, зачастую выстраивалась очередь: с руководителем хотели поговорить о наболевшем, высказаться, посоветоваться…
В 80-х, когда на берегу Урала вырос новый Дворец культуры металлургов им. С. Орджоникидзе, хор Грубовой стал одним из тех коллективов, которые новое учреждение культуры получило в подарок от города. Именно здесь, объединившись с хором Дворца культуры им. Ленинского комсомола, он и стал называться «Уралочкой». Состав его разросся до полусотни человек. Коллектив обрел признание слушателей. А уж о том, какой любовью пользовался он в Магнитке можно было увидеть не так давно, когда на юбилейный вечер Александры Федоровны, в котором участвовала уже почти полностью поменявшая свой состав «Уралочка», явилось столько народу, что в самом большом из концертных залов города – зале Дворца культуры металлургов – оказались заполнены не только партер, но и балкон…
Впрочем, все это происходило три года назад, во время первого большого выступления хора после продолжительного затишья. Случилось оно в жизни «Уралочки» так же неожиданно, как случается подобное в жизни каждого из нас – в стране началась перестройка, не лучшие последствия которой все мы расхлебывали потом многие годы. Одной из первых «пострадавших» в постперестроечный период оказалась художественная самодеятельность. Было время, когда заговорили о поголовной профессионализации таких коллективов – мол, в эпоху хозрасчета и капитализации всей страны на общественных началах не продержаться никому.
Они, как ни странно, продержались. Хотя потерь и им избежать не удалось. Сначала разросшийся хор покинули участники выделившегося из него ансамбля песни и танца «Иван да Марья» во главе с художественным руководителем Сергеем Маташовым, которому в 94-м Александра Федоровна передала свою «Уралочку», уходя на заслуженный отдых. Впрочем, не желая развала хора, Маташов привел в него замечательного профессионала – Ирину Борисовну Тиньковскую. Будучи человеком и без того загруженным работой с другими самодеятельными коллективами города, она согласилась поработать с «Уралочкой» до тех пор, пока не подыщут нового руководителя. И с тех пор осталась в ней навсегда.
– Знаете, что меня особенно тронуло, когда я пришла сюда? – сказала она мне в нашей беседе. – Оказывается, «осиротевшая» часть коллектива в ожидании лучшего будущего в дни репетиций по-прежнему приходили во Дворец. Они садились в хоровом классе и занимались самостоятельно, чтобы, не дай бог, их время не изъяли из общего расписания!..
Под началом Тиньковской хор взялся за дело дружно. И вновь, как гром среди ясного неба – в одночасье «Уралочку» вдруг покинули еще несколько человек, перешедших в активно концертировавшие хозрасчетные коллективы. Это была безусловная потеря. Но будучи многоопытным руководителем, Ирина Борисовна рук не опустила. Взявшись за подготовку новых солистов, она внесла свои изменения в звучание хора, стала вводить в репертуар произведения высокого исполнительского уровня, за которые решаются взяться далеко не многие, сохраняя и восстанавливая при этом все лучшее из накопленного в репертуаре годами. И если в 2004-м, когда обновленная «Уралочка» впервые решилась выехать на один из наиболее представительных всероссийских конкурсов – Бажовский фестиваль народного творчества – ее встретили там поначалу не без настроженности, то после того, как магнитогорцы с блеском выиграли в тот год главный фестивальный приз, их репетиции перед выходом на сцену начали превращаться в своего рода мастер-классы для других участников конкурсной программы.
Характер у «Уралочки» оказался и впрямь уральским! Обладая высочайшей работоспособностью, ее участницы готовы работать бесконечно и без устали, утверждая при этом, что именно здесь они получают ту душевную зарядку, которая так необходима, чтобы выстоять в наше непростое время. Плохие люди, говорят они, петь не могут. И это правда: не может озлобленная, зачерствевшая душа парить над миром, даря радость другим.
Сегодня их выступлений ждут в цехах ММК и на предприятиях города, в санаториях и на базах отдыха. Они – непременные участницы всех городских и комбинатских праздников. Но жаждут большего – создать свои инструментальную и хореографическую группы, чтобы давать большие концертные программы на лучших сценических площадках Магнитки для истинных ценителей русской песни. Будем надеяться, что и эта их мечта когда-нибудь непременно осуществится. А пока они бесконечно благодарны руководству Дворца культуры им. С. Орджоникидзе, безотказно помогающему им во всех начинаниях. Им дорога поддержка спонсоров, без помощи которых не состоялись бы их выезды на фестивали и конкурсы. Ведь благодаря этим выступлениям нашу «Уралочку» знают нынче в Москве и Петербурге, Челябинске и подмосковном Пушкине, немецком Сант-Венделе и много где еще… И когда звучит в исполнении «Уралочки» одно из лучших произведений ее репертуара – «Молитва России», есть в которой слова «Я поставлю свечу за здоровье России!», начинаешь верить в то, что стране этой все-таки суждено возродиться из пепла социальных бурь и непродуманных реформ. Ибо если поются в ней такие песни, значит, жива душа народная. И значит, России предстоит еще долгая славная история!..