ЦЕРЕМОНИЯ ЗАКРЫТИЯ XXIX Московского международного кинофестиваля прошла торжественно и даже пафосно.
На открытии мы были в самом начале звездного шествия – там знаменитости позировали официально. В этот раз решили обосноваться на верху лестницы: позирования здесь нет, зато всех звезд встречают хозяева фестиваля – Никита Михалков с женой и члены жюри. Они приветствуют гостей по-разному: случайных – фотографы называют их «массовкой с Рублевки» – едва заметным вежливым кивком, более солидных – крепким рукопожатием, а знаменитости удостаиваются православного троекратного поцелуя. Правда, для фото толку от этого ни на грамм: к щечке Никиты Сергеевича приложились и Юрий Башмет, и Александр Митта, и другие не менее именитые гости. Но мы видели только их спины. Фотографы в буквальном смысле стоят друг у друга на головах, выискивая малейшую шелочку для заветного снимка. Кто-то пришел со стремянкой – фотокамеры встречают гостей в три этажа. Владимир Хотиненко хохочет: обалдеть, такое даже Каннам не снилось!
Считается круто, если звезда смотрит именно в твой объектив, поэтому знаменитостей сопровождают диким ором: «Наташа, сюда!», «Оля, работаем, Катя, улыбаемся!» – и кто во что горазд. Некоторые ухищряются: « Так не честно!!!» – эта фраза вызвала дружный хохот. Или: «А мне какие фотки на работе показывать?» И знаете, действует. Звезды крутятся, машут ручкой, скачут и прыгают, дымят трубкой – и все по мановению снимающей братии. Случился конфуз: гордо шествует героиня трилогии «Любить по-русски». Фотографы в один голос: «Маша! Маша!» Это удивительно, но ей удается перекричать их всех: «Я не Маша – я Ольга Егорова!» – «Ура!» – «Вот так!» – и уже теперь позировать.
Наконец всех приглашают в зал. Состав жюри впечатляет: лучшие представители мира кино из Грузии, Венгрии, Греции, Италии, США и Австралии. Россию представляет Рената Литвинова. По единогласному мнению, в нынешнем году обсуждение жюри было самым долгим за всю историю Московского кинофестиваля, насчитывающую более сорока лет: дебаты продолжались до поздней ночи и даже стали главной темой праздничного ужина. Традиционные шесть призов «Святой Георгий» – в разных номинациях – эффектно высвечиваются софитами, церемония начинается. Материальное подспорье статуэтки – 10000 метров кинопленки «Кодак» – нормальному режиссеру хватит на полнометражный фильм: не приз, а мечта киношников.
С каждым годом качественный уровень фильмов улучшается, как следствие – все более именитым становится состав жюри из гостей, давших согласие посетить ММКФ. В этом году ими стали культовый режиссер Эмир Кустурица и обладатель «Оскара» французский режиссер Клод Лелуш – его фильмом «Железнодорожный роман» фестиваль закрывали.
Второй показатель положительной динамики фестиваля – увеличение количества зрителей: в этом году шесть залов кинофестиваля посетили более 100 тысяч человек – они посмотрели двести фильмов, в том числе двадцать конкурсантов, из них 21 тысяча пришла оценить отечественный кинематограф.
Приз за лучшую женскую роль достался героине венгерского фильма «Опиум» Кристи Стубо. Вместе со статуэткой ей полагается набор ювелирных украшений. А лучшим актером единогласно признан француз Фабрис Лукини: своей игрой в фильме «Мольер» он заслужил «Георгия» за лучшую мужскую роль.
Специальным призом жюри отмечен грузинский фильм «Русский треугольник», где в главной роли снялся Константин Хабенский. Этот фильм заслужил внимание не только своей необычностью, но и открытостью к обсуждению самых актуальных тем – и это необходимо всячески поощрять.
Участие российских актеров в иностранных постановках на ММКФ связано не только с именем Хабенского: Ксения Раппопорт сыграла главную роль в фильме Джузеппе Торнаторе «Незнакомка» – он получил приз за лучшую режиссерскую работу, и свою победу режиссер фильма, принимая статуэтку из рук Эмира Кустурицы, посвятил именно ей. А сам Кустурица, выйдя на сцену в роскошном костюме, разрядил официальную обстановку шуткой на русском языке: «Никитушка, братушка, прости, но ты больше не мой дизайнер». На днях все столичные СМИ обошла фотография, на которой Кустурица стоит в капитанской фуражке – на него ее лично надел Никита Михалков – он сам ходит в такой же. Эмир принял дар друга, но стилю своему предпочел не изменять.
И наконец, главный приз – за лучший фильм ММКФ. На сцену поднимается творческая группа фильма «Путешествие с домашними животными» во главе с режиссером Верой Сторожевой. Именно этот фильм стал триумфатором. «Это очень неожиданно, но очень ожидаемо нами», – сказала режиссер, принимая приз из рук председателя жюри австралийца Фреда Скепси. Имена главных героев Дмитрия Дюжева и Полины Кутеповой очень способствовали изначальному интересу к картине, особенно распиаренный факт о том, что совместная интимная сцена – дебют подобных съемок в карьере обоих актеров. Но это не умаляет достоинства «Путешествия с домашними животными» – фильм действительно хорош.
Не менее важный и тоже традиционный приз имени Станиславского «Я верю!» за выдающийся вклад в актерское мастерство. Небольшой казус: перед вручением на сцену вышел ансамбль народных инструментов «Терем-квартет». Никиту Михалкова подзывает организатор – через полминуты Никита Сергеевич со смехом возвращается к микрофону: «Все у нас хорошо получилось, одна проблема – стульев не хватает!» Жюри, подуставшее сидеть на сцене, под смех и аплодисменты провожают в зал, их стулья отдают музыкантам – торжественный тон восстановлен.
Выдающийся польский актер Даниэль Ольбрыхский, чья слава давно перешагнула Польшу и страны соцлагеря, и стал обладателем приза, носящего имя одного из наставников актера. Вручая приз ему, оскароносец Клод Лелуш подчеркнул: «Очень приятно вручать эту премию этому великому актеру – я отдаю себе отчет в своих словах, я работал с ним дважды». А сам Ольбрыхский в благодарственной речи немного проностальгировал:
– Московский кинофестиваль – моя юность, такая бесшабашная и дорогая. Сколько было выпито нами с моим приятелем Никитой. (Михалков протестующее поднимает руки и со смехом умоляет: «Даниэль, закончим на этом»). Наверное, выпивали мы умно все-таки, если посмотреть на нас сейчас. Когда мне исполнилось пятьдесят – это было 12 лет назад – наш великий Булат Окуджава прислал мне телеграмму: «Даниэль, я желаю тебе счастья, если оно существует». И по истечении этих лет я могу ответить Булату – оно происходит со мной сейчас.
Перед демонстрацией «Железнодорожного романа» объявляют перерыв. Мы вновь становимся свидетелями милых неофициальных сценок: вот Полина Кутепова говорит по телефону, и вдруг к ней подходит… вторая Полина Кутепова – сестра-близнец, хотя, присмотревшись, актрису конечно отличишь – у нее более заостренный овал лица. Марат Башаров дает интервью по-вечернему одетой даме с микрофоном. Пока она спрашивает о кино, его глаза горят. Но вот она произносит: «А вы после проекта «Звезды на льду» продолжаете практиковаться на коньках?» – и улыбка мгновенно сменяется выражением скуки: «Ну да – когда удается по времени».
Их очень замучили подобными вопросами. «А ваша жена умеет?» – продолжает настойчивая дама. «Немного», – отвечает Лиза Башарова. «А вместе?» – не унимается журналистка. «Вы знаете, – в голосе Марата звучит явная насмешка, – вместе мы обычно в спальне тренируемся – без коньков».
Дожидаюсь своей очереди:
– Марат, в одном из интервью в рамках кинофестиваля вы очень надеялись на победу российского кино. Ожидания оправдались, вы рады?
– Безумно. Я вам больше скажу: надеясь на это, я подспудно имел в виду «Путешествие с домашними животными». Просто не произносил – сглазить боялся. Мне нравятся все российские фильмы, представленные здесь, но этот показался наиболее сильным. Я даже жалею, что не снялся в нем.
– Эту фразу я тоже слышала. Обычно люди жалеют о чем-то упущенном, скажем, вас пригласили на эту роль, вы отказались, а теперь жалеете. Так?
– (Смеется). Нет, меня не приглашали. Во всех фильмах, к сожалению, сняться невозможно – у меня была другая работа. Но мне действительно жаль, что «Путешествие с домашними животными» обошло меня стороной. Хотя в этом фильме, думаю, для меня и не нашлось бы подходящей роли. Но после таких мероприятий начинаешь понимать, что работать надо больше, и не только для широкого экрана, но и на фестивальную программу. Я буду стараться.
И напоследок, конечно же, пара слов от хозяина фестиваля Никиты Михалкова.
– Никита Сергеевич, ну что, гора с плеч? Все вроде прошло удачно.
– (Смеется). И да и нет: с одной стороны – напряжение, волнение прошли, с другой – надо готовиться к следующему, юбилейному фестивалю . В этом году мы готовили фестиваль всего три месяца: работали сутками, выкладывались по полной и, думаю, не зря – впервые в истории Московского кинофестиваля у нас собрана полноценная фестивальная программа, которая соответствует абсолютно всем требованиям фестивалей класса «А». Мы можем представлять эти фильмы на любом фестивале мира.
– Этот факт и увеличение числа зрителей вы считаете основным выводом фестиваля?
– Знаете, я буквально на днях узнал, что фильм Клода Лелуша «Железнодорожный роман», который мы будем смотреть через несколько минут, вышел на широкий экран в Европе. Весь Париж оклеен афишами, и третьей строкой в них – под названием фильма и именем его создателя – стоит ремарка: «Фильм – закрытие XXIX Московского международного кинофестиваля». Думаю, это следует считать своеобразным знаком качества нашей работы.