Правда, старт не был премьерным, поскольку программу «Танцуем любовь», представленную на суд зрителей, «Тодес» в Магнитогорск уже привозил еще в феврале текущего года. Тогда был безусловный аншлаг и много недовольных горожан, желающих лицезреть программу, но не успевших купить билеты. По словам самих танцоров, подобная ситуация наблюдалась во многих городах, куда они привозили свою «Танцуем любовь». Так что нынешний, осенний тур – с 27 сентября по 20 октября от Владивостока до Самары – охватывал как раз те самые населенные пункты. Аншлагов уже нигде не было, но все концерты стабильно окупались. В Магнитогорске было продано ровно 70 процентов зала – та самая заветная граница между понятиями «убыток» и «прибыль» для организатора гастролей, коим выступила компания All Stars во главе с Андреем Зайцевым.
«Танцуем любовь» – это настоящий спектакль: с главными героями, любовным треугольником и остальными необходимыми элементами драматургической интриги. Сюжет – они вдвоем умеют танцевать и решили покорить Москву. Так что танцевали не только любовь: были еще и надежды, в том числе пустые, а значит, танцевали и разочарование, и боль, и даже саму Москву – номер, изобилующий сложными акробатическими элементами, а потому вызвавший наиболее восторженные аплодисменты публики. В финале – «…и город им зажег огни, и звездам в небе стало тесно…»
«Тодес» принадлежит к числу коллективов, аудитория которых, что называется, размыта: была и молодежь, были и старики. Пожалуй, единственный критерий, по которому стоило бы определять статус зрителей, – экономический: полностью были забиты первые ряды, а также «галерка» и балкон, так что тенденция – в первую очередь продаются самые дорогие и самые дешевые билеты – не нарушилась. Еще одна ремарка в сторону публики: самые искренние, а значит, самые дорогие для артистов аплодисменты раздавались с недорогих мест, посему делаем вывод: настоящие ценители искусства в Магнитогорске, увы, не самые зажиточные слои населения.
А вот профессиональные аспекты действия – па, пируэты и тому подобное – я, позвольте, оставлю без комментариев: не потому, что очень понравилось или, наоборот, не понравилось – просто об этом нужно говорить профессионалам. Скажу только, что все было динамично, интересно и ярко, несмотря на то, что обилия цветов на сцене не наблюдалось: преобладал любимый Аллой Духовой черный в ансамбле с белым, совсем немного красного. И все равно все было ярко. Единственный недостаток – маловато: концерт длился всего час, и это выходившие из зала зрители не оставили без внимания: «Эх, еще бы чуть-чуть потанцевали!» – заметьте, это без злости и без жалости к потраченным 350–650 рублям: все понимали, что танцоры устали, просто расставаться с ними никто не спешил.
Ах, как бы хотелось поговорить о «Тодесе» с его «родительницей» Аллой Духовой! Но это не удается почти ни одному провинциальному журналисту: ну не ездит она на гастроли – и все тут. А выбирать из танцевального коллектива в 20 танцоров одного человека – героя интервью – мне показалось не совсем корректным, поскольку на сцене все они смотрелись великолепно и выделить яркого лидера не удалось. Выход – разговор с тур-менеджером шоу-балета Аллы Духовой «Тодес» Сергеем Применко, согласившимся побеседовать сразу после концерта. В ожидании интервью с удивлением отметила: не успел выйти из зала последний зритель, как занавес снова раскрылся и на сцену вышли участники «Тодес»: не обращая внимания на технический персонал, разбиравший сцену, они – уже в обычных тренировочных костюмах – начали отрабатывать движения. Как раз в этот момент к нам подошел Сергей Применко.
– Добрый вечер. А что, ребята отдыхать сегодня не планируют? Зачем эти послеконцертные репетиции?
– Обычное явление. Во-первых, после такой интенсивной физической нагрузки сразу расслабляться просто нельзя – надо постепенно выводить мышцы из работы. Во-вторых, пока тело разогрето, ребята отрабатывают наиболее сложные элементы, эпизоды, не получившиеся во время концерта. Гастрольный график плотный, так что для репетиций выбираем каждую свободную минутку.
– А что, сегодня тоже были «неполучившиеся эпизоды»?
– Ну-у-у… Скажем так: были мелкие недочеты. Конечно, бывает, что не все получается так, как хотелось бы. Другое дело, что зрителю это, слава богу, почти никогда не видно – профессионализма мы уже достигли. Но есть такие внутренние моменты, которые помогают сделать программу идеальной – это уже точка зрения профессионала.
– Я была на концерте «Тодеса» в Магнитогорске около двух лет назад и заметила, что состав с того времени сильно изменился.
– (Немного раздраженно – прим. авт.) Ну, не сильно изменился, большая часть коллектива осталась прежней.
– Да вы что! Это искусство преображения?
– (Агрессивно – прим. авт.) Нет, это ваша плохая информированность, скорее всего.
– Ну, что же вы так обижаетесь! Я ведь не к тому веду, что у вас 28 составов и все они одновременно колесят по стране с гастролями! Просто, мне кажется, что век танцора на сцене короток, вот я и хотела узнать, насколько хватает здоровья участникам «Тодеса» полноценно выступать на сцене.
– (Успокаиваясь – прим. авт.) А-а, вот вы о чем… Ну, конечно, текучка кадров у нас более интенсивна, чем в других видах искусства, это верно. Но у нас в коллективе есть несколько человек, которые выступают с «Тодесом» уже 20 лет. Они, кстати, и в этом концерте принимали участие.
– Ух ты! Они, получается, с первых дней существования «Тодеса» в его составе?
– Да, буквально через год нашему коллективу исполняется 20 лет, и они были первыми его участниками.
– Сергей, а почему вы так обиделись на вопрос по поводу состава?
– (Обреченно – прим. авт.) Да потому что люди просто ничего не знают! Сколько ни общался с журналистами, никто не может назвать ни одного участника балета, но все уверены в том, что к ним приехал не настоящий «Тодес», и задают, по меньшей мере, некорректные вопросы… Надоело, вот и на вас сорвался – думал, и вы туда же.
– А что, часто задают?
– Да почти в каждом городе. Мне уже оправдываться надоело. Скоро, наверное, совсем буду от таких интервью отказываться.
– Я сегодня очень внимательно слушала, когда объявляли состав «Тодеса», и составила для себя такую статистику: одна девочка из Москвы, двое ребят из Санкт-Петербурга, одна из Риги, двое из Ташкента, а остальные – из такой глубокой провинции! Я впервые, например, услышала, что есть такой город – Новоуренгой.
– (Смеется.) Да уж, география у нас широка, балет «Тодес» смело можно называть интернациональным коллективом.
– В таком случае, простите за совсем уж розовый романтизм, но не могу не задать такой вопрос: значит, история, показанная нам сегодня, это не фантазия режиссера, хотя бы частично здесь есть элементы судьбы каждого участника «Тодеса»?
– Это сама жизнь, наверное. Почти каждый из наших участников когда-то приехал в Москву, почти каждый столкнулся с обманами, непониманием, неверием в свой талант, разочарованием.
– Но потом каждый встретился с Аллой Духовой?
– Да, поэтому наш спектакль имеет счастливый финал – хеппи-энд.
– И снова вернемся к составу: трое ребят из Воронежа и несколько из Новосибирска: это выпускники школ «Тодес»?
– Да, но не принимайте все в буквальном смысле: в Воронеже и Перми вообще сложились одни из самых сильных в России школ классического танца.
– А в Новосибирске, я слышала, самая сильная школа «Тодес»?
– Если не считать Москву и Питер, где и людей побольше, и Алла духова чаще появляется.
– Школы «Тодес» сегодня – основные поставщики шоу-балета «Тодес»?
– В принципе, да. Алла Духова везде старается отсматривать выпускников, отбирает лучших, хотя другие танцевально-педагогические проекты она тоже не оставляет без внимания, вот, например, на MTV начался проект «Звезда танцпола», и она там возглавляет жюри. И даже если на кастинг «Тодеса» приходит кто-то со стороны, он не остается без внимания – мы ценим таланты и умеем их находить. До сих пор в основном состав балета – это самородки, а настоящую школу они получают уже непосредственно в «Тодесе».
– В результате сегодня империя «Тодес» – это…
– О-о, это много: это более 20 школ по всей стране, это постоянные гастроли в России и за рубежом, это почти ежедневные съемки в клипах артистов, собственные проекты. У нас очень плотный график: в месяц мы всего дня два–три можем побыть дома, месячный отпуск в году – это максимум. И то вряд ли это можно назвать отдыхом – скорее, это зализывание ран, поскольку искусство у нас травматичное, минимум – это растяжение связок и ушибы, бывают и переломы, так что…
– Мне, непрофессионалу, показалось или действительно на сцене есть функциональное разделение: кто-то больше спортсмен, чем танцор, и они выполняют сложные акробатические трюки, а кто-то более пластичен, но не умеет кувыркаться?
– Правильно, есть такое. Спортсменов мы называем трюкачами – они имеют профессиональную акробатическую подготовку.
– Недавно беседовала с Андреем Зайцевым, организатором ваших гастролей в Магнитогорске. Так вот он сказал мне, что сегодня вы и, пожалуй, кавээнщики – единственные представители шоу-бизнеса, которые собирают аншлаги. Это во всех городах или только в Магнитогорске любят танец?
– Тьфу-тьфу, чтобы не сглазить! Пока у нас везде полные залы.
– Может, поэтому из ваших программ исчез номер под названием «Попурри» – «нарезка» из песен артистов, которым вы делали подтанцовку на концертах и в клипах? Как говорится, без посторонней помощи собираете залы?
– Может быть, есть в ваших словах доля истины, но на самом деле все зависит от тематики программы: мы любим «Попурри» – это очень динамичный и красивый номер, который нравится зрителям. Так что если он вписывается в концепцию концерта, мы его вставляем.
– Все решения и по этому поводу, и по остальным в коллективе принимает Алла Духова?
– Естественно, но к решению мы приходим сообща.
– Неужели в коллективе такого масштаба может быть дружба, что называется, «по вертикали»?
– У нас очень жестко соблюдается субординация – здесь вы правы. Но вообще-то в коллективе теплые дружеские отношения, у каждого участника коллектива есть телефон Аллы Духовой, и любой может позвонить ей, о чем-то попросить, посоветоваться.
– Преобладание черного цвета, чуть меньше белого и совсем немного красного – это концепция программы, совпадение или устоявшийся принцип шоу-балета «Тодес»?
– Нет, есть, действительно, сформировавшийся стиль черно-белой направленности. Но, опять же, все зависит от программы: у нас есть спектакль «Алабама», так там очень много ярких красок: желтый, голубой, красный…
– А в Магнитогорске побывали все программы, или у вас есть для нас «заначка»?
– Мы гастролируем уже с четвертой сольной программой, и все они были в Магнитогорске, последняя даже два раза. Так что и здесь никакой халтуры: вы видели все, что видела Москва.
– И последний вопрос, правда, немного шкурный: каким набором навыков – профессиональных и человеческих – нужно обладать рядовому магнитогорцу, чтобы решиться пройти кастинг в шоу-балет «Тодес»?
– Ну, конечно же, нужно уметь танцевать, причем, повторяю, вовсе необязательно иметь профессиональную танцевальную подготовку – были бы пластичность и чувство ритма. И если человек интересен, он найдет понимание. А в человеческом плане главное – большое желание. Знаете, практика не раз демонстрировала странные вещи: казалось бы, не показывает человек никакого потенциала, но очень хочет научиться. И через некоторое время он не то что сравнивается с остальными участниками балета – некоторым удается даже стать солистами. Так что главное – захотеть, как это ни банально звучит.