НЕУЖЕЛИ кошка, вернее, даже мечты о ней могут так повлиять на успехи семьи?
Разве она может стать стимулом для разучивания гамм и для победы в международном музыкальном конкурсе? Эмиль и Соня Исрафиловы вместе с мамой Линой Альбертовной уверяют: да, может! И еще желание иметь «усатого полосатого» друга может усадить за инструмент настоящих непосед. Теперь ребята утверждают: даже поездка за границу, даже первый в жизни полет на лайнере не сравнятся с черным пушистым комочком по имени Буся, названная так детьми благодаря глазам, похожим на бусинки.
…Наверняка все родители хотят, чтобы дети не лодырничали, а занимались делом. Вот и преподаватель музыкального лицея Лина Исрафилова не стала исключением, отдавая своих чад в детский музыкальный сад «Нотка» по классу фортепиано. Эмиль, правда, слегка воспротивился: уж больно хотелось ему освоить скрипку. Впрочем, все равно победило фортепиано. Меня всегда мучил вопрос: неужели дети могут пойти в музыкальную школу по своей воле? Мне в свое время довелось учиться в школе с музыкальным уклоном, но, сколько ни напрягал память – хотел ли я сам играть на фортепиано или мама заставила – не помню.
– А что дети могут возразить? – вопрошает Лина Альбертовна. – Меня когда-то так же отец отдал «на музыку», не спрашивая моего мнения. Это уже потом, став взрослее, сама себя спросила: а чем я, собственно говоря, занимаюсь? А занимаюсь тем, что впоследствии и определило мою будущую карьеру. Я не думаю о музыкальной династии. Но играть на фортепиано дети должны, так как, считаю, классическая музыка вырабатывает характер. И все же в будущее своих детей как музыкантов пока не заглядываю.
Действительно, в будущее заглядывать пока рано. Ведь Эмиль и Соня не только пианисты, но и ученики пятьдесят шестой школы с математическим уклоном. Так что из них может выйти толк и на математической стезе, чему и мама с папой возражать не собираются.
– Мы объясняли детям: вы осваиваете фортепиано, учите математику, информатику. Так попытайтесь совместить все это. Есть же музыкальная компьютерная графика, программы, пускай дети разберутся с ними. Например, мне, как музыканту, эти программы сложны, так как для их понимания нужно знать и математику, и информатику. А дети? Это же поколение XXI века. Возможно, знание музыкальных основ впоследствии пригодится Эмилю и Соне для освоения тех самых музыкальных компьютерных программ. Пускай экспериментируют!
К слову, отпрыски Исрафиловых не случайно учатся в школе с математическим уклоном: ведь их папа Роберт Раилевич – электронщик до мозга костей. Вот так и соединились в детях и материнское музыкальное, и отцовское математическое начала. И хотя Исрафилов-старший далек от музыки, но, например, на концерты жены ходит еще со времен, когда та училась в аспирантуре…
…И вот доучились дети Исрафиловых до того, что вместе с мамой-музыкантшей поехали в болгарский город Добрич, где проходил XII международный молодежный музыкальный фестиваль-конкурс «Надежды. Таланты. Мастера», в котором приняли участие свыше трехсот номинантов из девятнадцати стран мира. А еще раньше, ознакомившись с условиями конкурса, Лина Альбертовна совершенно случайно обнаружила в них номинацию «Музыкальная фамилия». Заинтересовалась. Стала подбирать программу. Остановилась на «Польке» Иоганна Штрауса и частушках Рафаила Бакирова. Педагог Татьяна Чванова помогла сделать переложение на шесть рук. Начались ежедневные репетиции. Сначала занимались дома, потом перебрались в лицей: все-таки в домашней обстановке репетировать довольно сложно. Да и дети из-за ежедневных разучиваний поначалу не особо восторгались предстоящей поездкой. Лина Альбертовна поставила им условие: подготовиться, выступить на фестивале, получить призовое место, и тогда в награду получат кошечку. Окрыленная таким стимулом ребятня репетировала все лето…
…Должны были играть еще вчера. Но не было сразу двух роялей. Достали. И вот выход на сцену. Сердца у исполнителей екнули: инструменты стоят валетом. Музыканты же привыкли, чтобы те располагались бок о бок. Привели все в нужное положение. Организаторы, увидев это «безобразие», потребовали, чтобы рояли передвинули на прежнее место. Выяснилось: это европейский стандарт. А тут еще один казус: Эмиль во время бакировских частушек должен в одном месте стучать барабанными палочками по струнам рояля – так называемое препарированное пианино. Опять не вышло, настройщик предупредил: рояль стоит сто тысяч евро и он ни в коем случае не позволит такое «насилие» над инструментом. Что делать? Снимать композицию? Этого Исрафиловы позволить себе не могли. Решили стучать по клавишам.
– Играем так, как играли в Магнитке, – напутствует Эмиля и Соню мама. – Только смотрите на меня.
Они и смотрели. Легким кивком головы мама как бы и успокаивает детей и указывает, где нужно пиано, а где форте. Начали с Бакирова. Полились башкирские напевы, такое точно не услышишь в старушке-Европе. Но вот Эмиль берет палочки и отстукивает по клавишам. Увы, эффекта препарированного пианино не получилось. Многие, скорее всего, даже и не догадались, что хотел этим сказать десятилетний мальчик. Но все равно игра всей семьи была на высоте. И даже, несмотря на то, что музыкальных семей в конкурсе участвовало много, Исрафиловы все-таки взяли третье место.
…А вот и она, награда! Бусе уже пять месяцев. Как говорит Лина Альбертовна, это «беспородная, но породистая кошка». Сразу после поездки в Болгарию Роберт Раилевич, как и было обещано детям, пошел на рынок у цирка. Но, к сожалению, черненькой кошки, как те просили, там не оказалось. А тут у знакомых музыкантов-скрипачей как раз кошка стала мамой. Так котенок Буся перекочевала из одной музыкальной семьи в другую. Теперь Буся самая что ни на есть музыкальная кошка. Когда дети проигрывают гаммы или разучивают новые композиции, она устраивается в кресле и внимает. А когда Эмиль или Соня заканчивают, отправляется спать на пианино. «Спокойная, но хулиганистая» – это про Бусю. По утрам она обожает будить всю семью, кусая за ноги. Провожает и встречает домочадцев с работы и из школы. А вечером опять устраивается в свое любимое кресло, чтобы вновь и вновь слушать игру детей. Ведь в этом доме все начинается именно с музыкальной нотки…