Эта неделя решающая для выпускников - прошли основные экзаменационные испытания, сдают предметы, расписанные на так называемые резервные дни.
Переживают и дети, и родители… Впрочем, в Магнитогорске есть ребята, избежавшие этих волнений. Да и тревог массового обучения - тоже. Знакомьтесь: Александра Сиволап (на фото).
Шестнадцатилетняя школьница окончила 10-й и 11-й класс экстерном, получила свои немалые - 87 и 88 баллов за ЕГЭ по литературе и русскому языку. И отдыхает от трудов учебных: результаты позволяют поступать в выбранный вуз без напряжения.
С организационной и правовой стороны особых проблем для перехода на обучение по собственному графику для юного экстерна нет. Законодательство позволяет сдать тестовые и экзаменационные испытания за любой класс в ускоренном режиме. Ограничение одно: такая форма обучения должна быть предусмотрена уставом школы.
Когда в семье принимали решение о переходе дочери на самообразование и экстернат, предварительно просмотрели нормативные акты по этому вопросу: родители Саши - юристы.
Немного сомневались, поскольку большинство руководителей школ без радости встречают подобные решения, и, не желая встречаться с нетрадиционным, отсылают родителей в специализированные школы-экстернатуры. Но Саше повезло учиться в весьма современной и продвинутой школе № 33. Там девочке, зная её трудолюбие и усердие, пошли навстречу. Конечно, изумились, удивились и даже отговаривали, но поддержали. И благодаря заместителю директора по учебно-воспитательной работе Наталье Звягиной, курирующей этот проект, всё стало возможным. Заявление, несколько документов и согласий, одобрение в управлении образования города - и на руках у Александры свой собственный индивидуальный учебный план, с расписанными графиками сдачи работ и экзаменов за 10-й и 11-й классы.
Так для Саши началась новая жизнь. Рассказывает, что первая эмоция, когда узнала, что разрешение на "подвиг" получено, - радость и чувство свободы! Думала: вот оно, сама себе хозяйка.
Один день откровенно проспала, а проснувшись, с радостью отметила: а у одноклассников сейчас идёт третий урок.
Прекрасное чувство, когда всё зависит только от тебя. Но и ответственность немалая. Как и нагрузка. Нельзя сказать, что корпела над учебниками и книжками целыми днями. Поскольку расписание подготовки регулировала сама, получалось по-разному: иногда могла начать учить предмет с самого утра. Бывало наоборот: садилась за учебники и пособия только под вечер. Но запланированного придерживалась чётко: отмечено на среду выучить четыре параграфа по обществознанию и написать реферат по истории - делала обязательно. Именно поэтому, рассказывает Саша, экстернат не подойдёт всем и каждому. Без жёсткой самодисциплины не обойтись.
- Каникул у меня точно было меньше, чем у обычных школьников. К примеру, максимум, что смогла себе позволить на новогодних праздниках, - три свободных от учёбы дня, - вспоминает Александра.
На вопрос, не устала ли за год, отвечает: немного. Боялась, что будет сложнее. Но именно такая, блочная и компактная система оказалась весьма эффективна. Ведь когда осваиваешь материал по предмету сразу и в комплексе - он видится более целостным, понятным.
Саша рассказывает, что ей было намного легче и с единой государственной аттестацией, подготовка к которой в школах, что скрывать, иногда напрягает: нервничают и дети, и педагоги, которые слегка "давят" на детей, мол, учитесь, старайтесь, а то… Далее - вариации: провалите, не поступите, поступите не туда, куда хотели. Хотя бы от этого Александра была свободна: "Я спокойно готовилась. Со сложными вопросами обращалась к помощи репетиторов".
Вот такая она, Александра Сиволап. В кругу её интересов - и спорт, и театральная студия, которую Саша посещает уже четыре года, включая и последний, безусловно, стрессовый.
Когда все испытания были позади и семья поздравляла Сашу с первым серьёзным успехом, её спросили: "Что дал тебе этот опыт?" Подумав, Александра ответила: "Поняла, что могу всё. Главное - захотеть!"