Вся столица увешана рекламными баннерами - на них красуется Мисс Мира-2008 Ксения Сухинова, лицо Евровидения-2009.
К хорошей музыке российские организаторы конкурса решили приучать гостей фестиваля через красоту - в прямом смысле слова. Образы всех стран - это тоже Ксения: подробности специальной фотосессии самой красивой девушки мира не раз смаковали в прессе. Близ Дворца спорта "Олимпийский" на всю неделю перекрыто автомобильное движение, топовое место в новостях Первого канала - официального ретранслятора Евровидения - отдано анонсам конкурса, в телерекламе на почетном первом месте идут строки: "В ожидании света, в ожидании звука, в ожидании цвета" - Москва готова к приему Song Contest Moscow-2009.
Все обещает быть пафосным, роскошным и грандиозным: еще бы, впервые за все 54 года существования Евровидения этот конкурс проходит в столице России. И даже шутки наших юмористов - мол, убить Диму Билана надо за то, что в апогей кризиса Москва должна тратить такие деньги на Евровидение, - воспринимаются более чем благодушно: у Москвы появилась реальная возможность доказать всей Европе свое гостеприимство. Глава Первого канала Константин Эрнст на пресс-конференции перед самым началом так определил свою задачу:
- Мы хотим принять гостей так, чтобы те, кто впервые оказался в Москве, обязательно захотели еще раз вернуться в этот удивительный город.
Для освещения Евровидения-2009 в Москву приехали десятки тысяч иностранцев - только журналистов аккредитовано две с половиной тысячи. В их числе - журналисты "Магнитогорского металла": имя нашей газеты красуется в списке средств массовой информации - партнеров фестиваля - на официальном сайте Евровидения. О том, что нам выпала честь освещать это мероприятие, мы узнали за две недели до начала песенных состязаний.
Честно говоря, думала, что заветный бейдж нам достанется легко - недаром же мы долгое время сотрудничаем с пресс-службой главного телеканала страны, освещая его основные проекты, включая "Фабрику звезд" и "Две звезды". Однако, набрав знакомый номер телефона Первого в середине апреля, услышала в трубку: "Мы, к сожалению, ничем не можем вам помочь - аккредитацию выдают исключительно европейские хозяева конкурса - немедленно оформляйте заявку на официальном сайте Евровидения, до окончания приема заявок у вас есть всего несколько дней". Действительно: прием заявок на аккредитацию начался еще в феврале.
Вся процедура - на английском языке: нужно заполнить довольно подробную анкету - от описания средства массовой информации, которое мы представляем, до собственных паспортных данных: обязательное условие - фотография довольно строгих рамок - почти как на шенгенскую визу. Выполнив все, с нетерпением ждем ответа - он должен прийти на электронную почту, опять же на английском языке. Получаем первое уведомление. Увидев, от кого послание, чуть не пускаемся в пляс - Евровидение. Однако, переведя письмо, ощущаем что-то вроде холодного душа: "Ваша заявка желающего получить аккредитацию нами получена, в настоящий момент она находится в рассмотрении, у вас неплохие шансы". И снова ждем. Наконец - о, чудо! - получаем уведомление: "Ваша заявка на аккредитацию одобрена, свои бейджи вы можете получить в спорткомплексе "Олимпийский" второго мая". Началась подготовка к поездке.
Уже на подходе к "Олимпийскому" понимаем всю значимость мероприятия: там, где раньше было не пройти из-за потока автомобилей, сейчас свободная дорога - только припаркованы роскошные "Тойоты-Камри", разрисованные эмблемами Евровидения. До последнего уверены, что портить машину аэрографией, пусть высококлассной, но всего ради одной недели, не станут, эмблема - это максимум наклейка на черном фоне представительского автомобиля. Подходим очень близко, присматриваемся: нет - не наклейка. Функция автомобилей, коих больше десятка только в этот момент в этом месте, - развозить представителей делегации разных европейских стран от гостиницы до "Олимпийского", оттуда - до Евродома и - в гостиницу. Милиционеров в форме и охранников в штатских строгих костюмах - целый полк, на каждом десятке метров их по несколько человек, у каждого - рация и наушник. Дабы пройти в аккредитационный центр, представляемся и даже показываем журналистские удостоверения - однако получаем вежливый, но непререкаемый отказ. Нас отправляют в обход всего огромного дворца - именно там свободный вход для "простых смертных".
Сам конкурс еще не стартовал, однако Евровидение проходит почти неделю - встреча гостей, расселение и экскурсии по спорткомплексу, первые репетиции и вечеринки… Кажется, кроме нас здесь уже давным-давно все собрались и познакомились, первые отчеты корреспондентов с Евровидения уже полетели в разные страны Европы. Однако с облегчением отмечаем, что, кроме нас, бейджи получают еще сотни человек - для журналистов здесь выделен целый вход, через кордон охраны и металлоискатели проходим на второй этаж, где нас встречают - очень вежливо, с улыбками и готовностью пообщаться минимум на пяти языках: русском, английском, французском, немецком и испанском. "Фамилия, имя, средство массовой информации?" - представляемся, ожидаем, пока нас ищут в базе готовых бейджей.
И - мерзкий холод в ногах: наших фамилий нет ни в алфавитном указателе, ни в списке СМИ - неужели весь долгий нервный путь проделан напрасно? Единственное, на что хватило сил, выдаю хриплым голосом: "Скажите, а положительный ответ на сайте - это действительно подтверждение аккредитации?" - "Разумеется, даже не переживайте - пройдите в следующий зал". Там - с десяток кабинок, в каждой из них - компьютер, за ним - оператор, перед ним - ВЭБ-камера, сканер и принтер. Успокаивает одно: мы здесь не единственные, тут еще около сотни журналистов: все говорят на разных языках, но все одинаково взволнованы - как и мы, боятся, вдруг что-то не сработало.
В базе нас с трудом находят, проблему объясняют: все-таки фотография не подошла - слишком не сходятся параметры цветопередачи. Нас перефотографируют, вновь вводят все данные, все быстро и услужливо, параллельно отвечают на вопросы… Вообще, следует особо отметить: все очень и очень вежливы - будто получили специальную установку улыбаться каждому встречному и поперечному. Это очень приятно.
Итак, процедура пройдена, осталась техническая мелочь - пара минут на изготовление самого бейджа. Ожидаем вместе с другими журналистами, пока ждем, отмечаем: как же все-таки заметны иностранцы среди россиян! Нет, тут дело даже не в отличии черт лица. Просто… Русские относятся к подобным мероприятиям как к событию торжественному, обязывающему и подготовиться, и выглядеть соответствующе. Русские девочки - в самых нарядных платьях, на шпильке и с прической. Для иностранцев же Евровидение - всего лишь рутинная работа, а поездка в Россию - всего лишь рядовая командировка, даже если они здесь впервые. Поэтому их прикид - мятые джинсы, заношенная футболка и кроссовки зачастую на босую ногу. Итак, получаем бейджи, расписываемся в специальной тетрадочке - опять же на английском языке, и отправляемся в пресс-центр.
Как в волшебной сказке, перед бейджами открывают все двери - мы имеем доступ во все залы. Единственное, на что тратим время, - на собственную идентификацию. На бейджах специальная магнитная лента, его нужно прикладывать к идентификатору: слышится "пи-и-ик", на экране "всплывает" наша фотография - вход свободен. Система безопасности - на высшем уровне.
Еще несколько слов о гостеприимстве. Каждому гостю, будь то журналист или член делегации, выдают, помимо рекламных буклетов, шарфик с символикой Евровидения, сумочка (нам, правда, сумки не достались - закончились), а также карточку на 70 поездок в метро и - при необходимости - в автобусах, трамваях и троллейбусах. Правда, воспользоваться ею можно только во время конкурса - после 17-го мая карты заканчивают свое действие. Кроме того, каждый журналист имеет свой собственный - практически именной - почтовый ящичек, от которого каждому выдают свой ключ - наш, к примеру, номер 1571. Каждый день в течение конкурса сюда кладут рекламную продукцию разных участников - биографические данные, CD-диски с записью конкурсных песен, а также карты метро с подробным описанием ежедневных маршрутов, расписание вечеринок, а за две недели, пока проходит конкурс, таковые должны провести все 42 страны-участницы. А еще талоны на напитки на вечеринках: каждому в один вечер за счет организаторов полагается три бокала пива, столько же соков и коктейлей. На каждый день - разные талоны. Хочешь выпить больше - будь добр заплати. Однако, забегая вперед, скажу, что талоны нам практически ни разу не пришлось отдавать барменам - все напитки, включая водку, дорогое вино и коньяк, лились рекой. Но о вечеринках, которые стали неотъемлемой и яркой частью конкурса, мы расскажем позже. Пока лишь отметим: вся светская жизнь конкурса проходила в самом сердце Москвы - в здании центрального выставочного зала, именуемого в народе Манежем, что располагается перед Кремлем.
В "Олимпийском" журналисты работают в отдельном зале - его размеры можно сравнить разве что с футбольным полем, до того он огромен. Вы смотрели фильм "Москва слезам не верит"? Помните, там показывали зал Ленинской библиотеки, весь заставленный рядами столов? Зал пресс-центра так же заставлен столами, на каждом из которых компьютер, оснащенный всеми необходимыми видео- и аудио-программами и выходом в Интернет - безлимитный, разумеется. По стенам - огромные экраны, на которых идет трансляция всего, что происходит в концертном зале: смотришь - и сразу пишешь и сбрасываешь творение в редакцию по электронной почте. Нужно прямое аудиовключение в эфир радиостанции? - пожалуйста, на отдельном столе в ряд стоят около двух десятков телефонов с выходом на международный трафик - опять же, за счет организаторов. Правда, забегая вперед, отмечу, что прямые включения журналисты делали со своих сотовых телефонов прямо из-за компьютеров, мы были свидетелями не одного десятка сценок, когда хорошо поставленным голосом, с должным выражением и интонированием на своем родном языке журналисты зачитывали только что "приготовленное" пресс-блюдо. А телефонами, предоставленными организаторами, пользовались, в основном, для звонков домой: это было видно по расслабленному выражению лиц, счастливым улыбкам и слышно по нежному воркованию на непонятных языках.
Итак, мы стали полноправными участниками священнодействия под названием Евровидение. Собственными глазами видели, как спешат обычные зрители в "Олимпийский": это официальная статистика - билеты на Евровидение разлетелись в момент, и за неделю до официального открытия их можно было приобрести лишь у спекулянтов по, соответственно, спекулятивной цене. Вместе со всеми мы удивлялись масштабам зала, в котором разместились 20 тысяч человек, и тому, как красиво с верхней трибуны смотрится шоу под светом тысяч софитов "Олимпийского". А самое главное, мы поражались возможностям уникальной сцены, установленной в спорткомплексе: она официально признана самой современной в мире, обладает невероятными возможностями по внешнему преображению, за несколько секунд изменяясь до неузнаваемости благодаря так называемому 3D-формату, а также плавающим экранам и основанию-трансформеру.
Только после этого знакомства осталось много вопросов: почему, к примеру, прессе не разрешают снимать то, что происходит на сцене, во время концерта? Или, к примеру, если действие происходит в прямом эфире, как было заявлено Первым каналом, зачем на последней репетиции накануне концертов все действо проходит "начисто" и записывается камерами Первого канала?
В следующем номере мы откроем вам эти тайны.
Москва - Магнитогорск