Советский кинематограф оставил запомнившийся многим облик водителя - в чёрной спецовке, кепке и непременно с сигаретой. Реальность тогда вполне соответствовала экранному образу, а современная действительность оказалась другой. Вместе кепок - каски, курить давно нельзя. Фотографии в кабинах заменили приборы учёта и контроля.
"КамАЗы" рулят
Основная база ООО "АТУ" находится на улице Пржевальского, рядом с посёлком Димитрова. К девяти утра в боксах оказалось пусто, потому что многие уже разъехались по объектам. Впрочем, нескольких водителей удалось застать.
- У каждой бригады свой график, - рассказал Владимир Шкирмонтов. - Я работаю с восьми, но прихожу в семь, получаю путевой лист, прохожу медицинское освидетельствование, потом проверку технического состояния машины. Сегодня уже успел побывать в цехе покрытий, отвёз известь.
Владимир Викторович управляет бортовым "КамАЗом" и в свой профессиональный день отмечает 20-летний трудовой юбилей. Он получил водительское удостоверение после курсов ДОСААФ. В армии водил "ЗИЛы" и "Уралы". Вернувшись в Магнитку, сначала доставлял продукты для столовых металлургического комбината.
"КамАЗ" Михаила Шапошникова похож на автомобиль коллеги, как брат-близнец. За спинками сидений - широкое спальное место, на лобовом стекле - зелёные огоньки прибора белого цвета.
- Это "Платон", он предназначен для оплаты за движение грузовых автомобилей по федеральным трассам, - пояснил Михаил Петрович. - Ездим же не только по территории комбината и города. Приходят разные заявки. Доставлял грузы в Челябинск, Пермь, Москву и Питер. Кстати, в кабине есть ещё один датчик - тахограф, который контролирует часы работы и время отдыха.
Михаил Шапошников трудится на комбинате более десяти лет. Раньше жил в деревне в Карталинском районе. К технике его тянуло всегда. Начинал с мотоциклов, потом ездил на тракторе, помогал при сенокосе, уборке.
- Женился и переехал в Магнитогорск, - рассказывает он. - Устроился в АТУ. Сначала дали мне старенький "КамАЗ", потом выделили новый. А вообще, ездил уже, кажется, на всём. Могу управлять любыми видами транспорта.
Михаил вскоре получил заявку и уехал в ЦРМО-2 ООО "МРК" за готовым оборудованием для доставки по цехам. Готовился выехать и Сергей Гончарук на полуприцепе. Сергей Ярославович работает здесь с 1995 года, а общий водительский стаж - тридцать лет.
- Начинал в тресте "Магнитострой" сразу с большой и страшной машины - "КрАЗа", - улыбается. - Потом перевёлся в АТУ. Перевожу бетонные смеси, кирпичи для ККЦ.
Александр Миронов за "баранкой" с 1973 года. Работал в ПАТО-1 на "КамАЗе", обслуживая цементный завод, сейчас перевозит контейнеры с ферросплавами.
Молодые водители, которые приходят в АТУ, обычно начинают работать на "ГАЗелях". Если проявят себя хорошо, их отправляют обучаться на другие категории, пересаживают на бортовые "КамАЗы". Дальше по шкале роста идут полуприцепы, а вершина - "БелАЗы".
Без замечаний
В здании диспетчерской за стеклом сидели улыбчивые диспетчеры Вера Васильева и Светлана Васюкова. Ночью дежурила Елена Сулимова, которая разложила путевые листы по маленьким ящичкам, на каждом из которых написаны номера машин. Она уже ушла, передав коллегам, что смена была спокойной, замечаний и происшествий нет. Старший диспетчер АТУ Ольга Зайцева поясняла по телефону, что машина будет и проедет через ту проходную, которую указал заказчик.
- Используем компьютерные программы, - рассказала она, положив трубку. - И заявки теперь электронные, и маршруты составляем не от руки. Работаем в программе 1С, создаём там задания, синхронизируем их, обрабатываем путевые листы. Но иногда нужно что-то уточнить, прояснить некоторые нюансы, и удобнее сделать это по телефону.
- Отсюда машины выходят пустые, - пояснил начальник отдела перевозок Константин Иванов. - Загружаются в цехах. Кроме территории на улице Пржевальского есть ещё парк автобусов и легковых машин на Берёзках, площадка для "БелАЗов" на комбинате. На проспекте Пушкина, недалеко от метизной площадки, находится цех малогабаритных автомобилей, где базируются "ГАЗели" и пятитонные "КамАЗы".
Стараемся распределять транспорт поближе к объектам работы для оптимизации затрат и сокращения нулевых пробегов.
В "Автотранспортном управлении" ММК больше тысячи единиц техники и 1750 сотрудников, среди которых 1214 - водители. Константин Викторович тоже может управлять, к примеру, автобусом, но водителем не работал. Окончил МГТУ по специальности "организация перевозок и управление на транспорте" и пришёл в АТУ 16 лет назад с дипломом инженера. Пост руководителя получил не сразу. Первое время трудился слесарем по ремонту автомобилей, потом мастером, механиком.
Рабочий день Константина Иванова начинается в диспетчерской. Просматривает поступившие заявки. Иногда нужно что-то изменить, подкорректировать. Бывают сложные моменты, которые здесь называют рабочими, но такое случается редко. Ведь в коллективе трудятся настоящие профессионалы.
В честь Дня автомобилиста многие сотрудники ООО "АТУ" получили благодарственные письма за безупречную работу. В том числе и водители, с которыми удалось пообщаться. Кстати, в этом году они отмечают уже второй праздник. В августе предприятию исполнилось 50 лет.
Первые "БелАзы"
В начале 60-х годов XX века металлургический комбинат обслуживала автотранспортная колонна № 11. Она не была частью ММК, что создавало некоторые трудности. Цехи самостоятельно приобретали машины, появилось множество мелких гаражей с ремонтными мастерскими и складами. Необходимость создания собственного автотранспортного подразделения была очевидна, и 13 августа 1969 года директор ММК Андрей Филатов принял соответствующее решение.
Первым начальником цеха был Алексей Власов. На его долю выпала непростая задача: собрать воедино автомобильный транспорт ММК. В 1970 году был разработан проект, а уже через год начались первые строительные работы: планировка площадки, возведение моста через реку Башик. В 1972 году стали возводить ремонтные мастерские и административно-бытовой корпус. Заасфальтировали стоянку, установили баки для горячей воды, вагончики для диспетчерской, шофёрской и ремонтной служб. Так, в спартанских условиях, провели первую зиму 1972-1973 годов. Тогда же поступили первые семь "БелАЗов" для перевозки горной массы на Малом Куйбасе. Потом были установлены фундаменты и инженерные коммуникации, построена диспетчерская, начато строительство гаража для автобусов и легковых автомобилей. Водители выходили на субботники, чтобы к началу зимы завершить работы по остеклению, монтажу и механизации ворот, провести отопление. Это удалось сделать к 31 декабря 1974 года, когда цех возглавлял Владимир Корсаков.
Летом 1975 года начальником стал Валерий Пятыгин, при котором закончили строительство основной базы. В июле 1979 года на этот пост назначили Виктора Захарова, под руководством которого построены административно-бытовое помещение и склад запасных частей на руднике Малый Куйбас, расширена ремонтная база автомобилей "БелАЗ". Немалое внимание Виктор Андреевич уделял и культурной жизни работников цеха. Именно при нем, впервые в истории АТЦ, был организован вокально-инструментальный ансамбль из числа трудящихся. С того времени без участия местного ВИА не проходит ни одно торжественное мероприятие или вечер отдыха.
Модернизация
С апреля 1984 года автотранспортным цехом руководил Фаат Шайдулин, который усовершенствовал систему технического обслуживания, организовал повседневный учёт транспорта и документальное оформление. По его инициативе введено диагностирование грузовых автомобилей, внесены необходимые изменения в конструкции автомобилей, предназначенных для перевозки специализированных грузов. Появились новые диспетчерские и боксы.
В апреле 2000 года предприятие возглавил Александр Крупнов. Он занялся модернизацией производственных мощностей и оборудованием для ремонта и обслуживания автомобилей. Руководство ММК поручило Александру Михайловичу подготовить и провести централизацию транспорта общего назначения под эгидой цеха, который переименовали в управление.
В марте 2012 года директором предприятия назначен Алексей Гущин. Он занялся решением вопроса простоев автотранспорта на промплощадке ММК, продолжил работу по учёту перевозок, начал внедрение информационной системы "1С Рарус. Управление автотранспортом".
С 2014 года управлением руководил Олег Казаков. При нём полностью модернизирована техническая база. Появилось более современное диагностическое оборудование и стал возможен ремонт автотранспортной техники любой сложности. За счёт использования информационных технологий удалось добиться существенного снижения затрат. Введен контроль работы с помощью тахографа и спутниковой системы "Автограф".
С июля 2019 года ООО "АТУ" возглавляет Дмитрий Куряев.
За 50 лет профессиональной деятельности управление превратилось в крупное предприятие, расположенное на девяти площадках. Оно успешно выполняет грузовые, технологические, пассажирские и междугородные перевозки для ПАО "ММК" и Группы компаний, а также для сторонних заказчиков. Автотранспортное управление заслуженно считается одним из лучших на комбинате и ведущим перевозчиком промышленных предприятий России.