У НАС БЫЛО меньше часа до отъезда Игоря Ломакова из города. Разговаривали и фотографировали, присутствуя при подготовке к отъезду: для артиста балета чемоданное существование – образ жизни, методика дорожных сборов отработана до автоматизма, так что мы друг другу не мешали. Главное – раскланяться минута в минуту: поезд через два часа… нет, уже через час сорок, а тут еще прощальные звонки.
Он укладывает в чемодан красный консерваторский диплом педагога-балетмейстера по специальности «педагогика балета» – только вчера вручили. Теперь, если и навестит Магнитку, то только, чтобы повидать женину родню, – он и в эту сессию живет у тещи. Признается без обиняков: только в Краснодаре, где он два года работает в театре балета Юрия Григоровича, почувствовал себя по-настоящему востребованным. А ведь до того несколько лет танцевал в магнитогорском «Аркаиме», театре оперы и балета…
Игорь от Магнитки не отрекается: в его глазах до сих пор никто не преодолел планку мастерства его педагога Елены Петренко. Под ее руководством труппа за минуты разучивала комбинации, на которые другой педагог тратит целый урок. Игорь и переселился на Южный Урал из Екатеринбурга, чтобы научиться большему. Вырос под Екатеринбургом в ирбитском интернате сиротой. Отца не знал, но мама в его жизни прежде была, и все, что в нем есть лучшего, тонкого – это от нее. Просто не смогла она всегда оставаться прежней – и хватит об этом. Время было такое – переломное. Сказалось это даже на снабжении интерната: сколько помнит себя Игорь воспитанником, едва от стола – уже голоден. Оно и понятно: при росте, на вид под метр девяносто, должен был сметать с тарелки все до крошки. И все же интернат дал главное: тягу к танцу.
Началось с курьеза. Велели воспитатели записаться в кружки – Игорь подался в танцы. Оказался в паре с девушкой: со стороны – глаз не отвести, а перед ней – глаз не поднять. Со следующего занятия он попросту сбежал: записался сразу в четыре кружка – от хорового до циркового, чтобы не оставить пути к отступлению. А через две недели друг уговорил вернуться – и снова Игорь оказался с ней в паре. Так и танцевали: глянет ей в глаза, как режиссурой предусмотрено – и отводит. Только через много лет при случайной встрече признался ей, что был влюблен. А тогда – не посмел. Но не было бы той любви – не было бы и танца.
Он прошел школу разных направлений: бальные, шоу-балет, а в Уральском народном ансамбле – народные с хлопушечками и притопами. Хотелось учиться, и его, как перспективного танцора, рекомендовали в Магнитку к первому главному балетмейстеру театра оперы и балета Сергею Севрюкову и сменившей его на этом посту Елене Петренко. Учеба в консерватории и работа в театре – ого какие возможности у интернатского парня: отличные условия в общежитии профилактория «Солнечный», повышенная консерваторская стипендия как студенту-сироте да еще зарплата артиста театра.
А тело пришлось воспитывать заново – теперь уже как танцору балета. В балете начать в семнадцать, признается Игорь, – безнадежно поздно. Но стоило: он только в танце научился раскрывать душу и готов был платить дорого. Нагрузки порвали мениск, и, чтобы колено снова стало как родное, пришлось перенести несколько операций, в том числе платную в столице. И позвоночник иногда напоминает о себе хрустом – то ли намекает на преодоленную подростковую сутулость, то ли копит боли на старость. Но пока Игорь умеет месяцами не давать ему голоса-хруста: если не расслабляться, тело слушается безоговорочно.
В Магнитке повезло не только на педагогов: было чему научиться и у однокурсников. В «Кармен» Игорь танцевал тореадора – образ прямолинейный, без развития: просто любимец публики. А у Миши Макаркина была партия Хозе: движением выразить и лиризм, и драматизм куда сложнее. И Мишину игру в «Тысяче и одной ночи» – он танцевал Шахрияра, то в порыве любви, то в припадке ревности – Игорь наблюдал с восхищением. В общем, когда у «Аркаима» начались проблемы и они год выступали без заработка на энтузиазме, им всем было за кого держаться. У Игоря, кроме педагогов и друзей, есть еще и Настя. Что у них все очень серьезно, стало ясно еще четыре года назад, через несколько месяцев после знакомства. Последние полгода они уже семья. В Красноярске оказались вчетвером: Игорь с Настей и Миша с женой. Мишина жена нашла работу в музыкальном театре, остальные трое – у Григоровича.
Рекомендации в его театр им дала сама Елена Петренко. Их решение искать счастье за пределами Магнитки приняла с пониманием: выпестованная ею труппа от безденежья к 2004-му уже начала разъезжаться. Все устроилось невероятно просто: в театре Юрия Григоровича их пригласили на урок классического танца, после занятия попросили продемонстрировать умение в нескольких вариациях – и зачислили в труппу. Есть за что благодарить «магнитогорскую школу». Через два дня состоялась проверка на профпригодность: их с Мишей ввели на роли придворных в «Лебедином озере». Конечно, они долго ходят в новичках – в кордебалете, на задней линии. «Не хватает у меня школы, – понимает Игорь. – Поздно встал к станку». Но в двадцать четыре танцевать на задней линии не зазорно, а учиться у такого мастера, как Григорович, – почетно. Сколько характеров уже удалось сыграть – насколько это возможно в классическом балете Григоровича. Иная партия обусловлена изначально, по определению: легионеры в «Спартаке» – щит и меч задают и форму, и содержание.
И даже просто танец – уже радость. От гастролей Игорь еще не устал: Австрия, Франция, Испания, в январе – лондонская сцена Ковент-Гардена, и свежие пылинки итальянской сцены с пуантов еще не обсыпались. Недавно провинциалу улыбнулось почти случайное везение танцевать в дуэте с приглашенной солисткой Анастасией Волочковой в «Баядерке». Прима в ту пору начала набирать вес из-за беременности, официального признания факта еще не было, но какие тут нужны доказательства, если танцовщик сорвал спину, поддерживая балерину. Нужна была замена, а Игоря уже заметили как надежного партнера. Два дня на подготовку – и дуэт состоялся. Правда, в единственном выступлении: в следующий раз заболел солист, а потом очередной спектакль был назначен на дни дипломирования Игоря. Жаль, что прервалось: с Волочковой было интересно. В работе она лишена звездности – только танец. Выступать с ней в дуэте, да еще в балете Юрия Григоровича, для Игоря Ломакова – честь. Неизбалованные провинциалы не ищут легких путей, хватаются за всякую возможность научиться и проявить себя. Хорошо бы, чтоб, став мастерами, они возвращались в Магнитку…