Прошлой зимой в очередной командировке мы шли мимо Кремля и чуть не столкнулись с Леней Голубковым. Надеюсь, никому не надо объяснять, кто это?
Он стоял перед нами и смотрел прямо на нас. А мы - на него. Хотелось подойти, заговорить, но ноги предательски пронесли мимо. А потом возвращаться было неловко, хотя интервью с Владимиром Пермяковым (настоящее имя актера) сделать хотелось очень. В этом году мы встретились на кинофестивале "Московская премьера". Поняв, что другого шанса уж точно не будет, опрометью кинулись за ним: "Можно с вами пообщаться?" Договорились о встрече. Общее впечатление: простой, наивный, добрый и очень глубокий человек.
- Я бы хотел начать с благодарности, - заговорил Владимир Сергеевич. - Я снялся в программе "Званый ужин" и по итогам СМС-голосования получил приз зрительских симпатий. Думаю, в Магнитогорске тоже смотрели эту программу и голосовали за меня. Большое спасибо.
- Насколько серьезно вы отнеслись к этому предложению? Ведь совсем не ваша стезя.
- И серьезно, и с иронией. Съемки шли пять дней, компания подобралась солидная: Владимир Левкин, бывший солист группы "На-На", Маргарита Суханкина, солистка группы "Мираж", чемпионка мира по бодибилдингу Ольга Тихонова и актриса Наталья Гудкова. Официально победила Рита Суханкина - я оказался никудышным поваром. Мои котлеты гости назвали подошвой от ботинка, а в салате оказалось столько чеснока, что он перебил весь вкус. Конечно, пытался отшутиться - мол, чеснок полезен, он убережет столь занятых людей от простуды… Но, кроме жареной капусты, изготовленной по маминому рецепту, им ничего не понравилось. А зрители выбрали победителем меня, причем с очень большим отрывом.
- Вы сказали, что сейчас идете с репетиции…
- Да, мы готовим к премьере спектакль "Здравствуйте, я ваша теща" - очень веселая, озорная антреприза. Я давно говорил, что мне нужны хороший материал и режиссер, который мог бы направить меня, потому что сыграть я могу все. И я благодарен судьбе, что меня пригласил в свой спектакль Петр Белышков. Отличные актеры: Аня Терехова, Марина Могилевская, Владимир Долинский - он просто глыба, у него ролью наполнен каждый жест, взгляд… Моя роль в спектакле сложная, поскольку в ней переплетены все жанры - комедия, трагедия, драма... Но самое сложное даже не в постоянном перевоплощении, а в динамике, потому что все развивается быстро, озорно…
- Я понимаю, что эти вопросы набили оскомину, но не могу не вернуться в 90-е… Когда вас пригласили на роль Лени Голубкова, вы были действующим актером, но мало кому известным?
- Я бы даже сказал, никому не известным. Небольшие роли в кино, многие хвалили мой талант, выделяли яркую колоритную внешность… Но все это были эпизодики на один-два съемочных дня. В 94-м году меня пригласили на роль Лени Голубкова. Вообще-то они хотели снимать другого актера, но его не было в городе, и в картотеке Мосфильма посоветовали меня. Помню, мне позвонили и сказали: только оденься похуже. Я предполагал, что придется играть очередного пролетария, я ведь обычно играл героев из народа. Так, собственно, и получилось: зная русского мужика - его интеллект, характер, эмоции, я и строил образ. Мой Леня построен на непосредственности, наивности, искренности нашей русской, провинциальной - такой чистый, добрый, честный мужик, который работал-работал, а денег все не хватало… А тут акции, и вот он идет, волнуется: пролечу - не пролечу, и вдруг получает деньги и оболдевает от счастья.
- Голосом Николая Караченцова - без его ведома - однажды воспользовались для озвучания рекламы очередной пирамиды. Когда она рухнула, семье звонили даже с угрозами, нам это жена Николая Петровича рассказывала.
- Меня бог миловал - наездов не было. Наоборот, моего персонажа любили. Да и понимали все, что актеры никакого отношения к махинациям не имеют. Если и выказывали недовольство, то, как ни парадоксально, это были люди, которые никогда никаких акций не покупали. Помню, еду я в автобусе, меня бабушка одна узнала, поворачивается и так злобно говорит: "Интересно, когда вы деньги народу вернете?" Меня до сих пор все узнают, но по-доброму: улыбаются, просят автограф, некоторые прикалываются: "Ну что - купил жене сапоги?" Такова народная любовь - и я благодарен. Кстати, то, что я получил приз зрительских симпатий в "Званом ужине", тоже говорит само за себя.
- Если честно: вы обогатились на той рекламе?
- Да что вы! Мне платили обычный гонорар - я даже могу назвать цифры, думаю, это не секрет. За один ролик я получал от 200 до 250 долларов, а за самые первые ролики мне вообще платили тысячу рублей. И даже рост популярности и рекламы, и самой МММ на заработках не сказался.
- А карьеру Леня Голубков попортил?
- Это да... Как мне сказала одна режиссер: "Володя, ты так ярко сыграл Леню Голубкова, что режиссеры не видят тебя в других образах". Первое время остался у разбитого корыта - без денег, без работы… Даже на метро денег не было - чтобы на кастинг ездить. Бывало, меня ассистенты на пробах спрашивают: "Вы на машине?" Какая тут машина - у соседей на метро занял. Спасло "Шоу двойников" - взяли меня с собой на гастроли. Я был Леней Голубковым, потому что его популярность была просто сумасшедшей! По опросам россиян я стал "Человеком года-94", опередив Ельцина на десять баллов - представляете? Из шоу-бизнеса в этом списке, кроме меня, были только поженившиеся в тот год Пугачева и Киркоров - на седьмом месте. Помню, как-то я давал интервью на радио, и позвонил молодой человек: "Я сам "влетел" на пирамидах на 17 лимонов, но на Леню Голубкова зла не держу - он честно и профессионально исполнил свой актерский долг". И, кстати, ведь сейчас газеты пишут, что Мавроди просто подставили: когда он начал активно скупать акции Газпрома, на него натравили налоговую службу, журналистов… А, как говорил сам Сергей Пантелеевич, скажи, что разорился самый надежный банк, и он завтра действительно потерпит крах, потому что люди побегут вытаскивать оттуда свои деньги. Поймите меня правильно: я не оправдываю его - я говорю то, о чем пишут в газетах.
- Вы были знакомы с Сергеем Мавроди?
- Мы познакомились только после его освобождения - встретились в программе "Пусть говорят"… А люди всегда относились ко мне с любовной иронией - знаете, как к Никулину, Крамарову… На Западе с такой популярностью меня бы завалили предложениями - продюсеры бы вцепились в меня мертвой хваткой: пусть в конце года от меня бы всех тошнило, но я был бы богатым человеком. А в русском кино - я всегда это говорю - самое сложное для меня - это получить роль. Но сейчас у меня начинается вторая жизнь.
- Я видела вас в сериале "Моя прекрасная няня": вы сыграли главу фонда обманутых вкладчиков.
- (Смеется). Да - режиссеры решили сыграть на противопоставлении. Хотя мои роли, в общем-то, не похожи на Леню Голубкова - ни театральные, ни киношные, хоть большинство из них все же чудаковатые мужички. Недавно я сыграл солдата, сбежавшего с войны… Причем, сбежал не по трусости, а по дому затосковал - знаете, когда уже невмоготу. А его поймали и расстреляли. Я сыграл солдата-освободителя в клипе на песню Владимира Высоцкого "Черные бушлаты" - это проект Вадима Артамонова "Наш Высоцкий", он снял 12 клипов на его песни. Специалисты, когда посмотрели клип, сказали: "У него смерть в глазах - это высший актерский пилотаж". Вадим Артамонов открыл меня как человека, как актера и решил сделать документальный фильм обо мне - актере Владимире Пермякове. Сейчас осталось снять меня на сцене в "Здравствуйте, я ваша теща" - он даже договорился с телеканалом, который покажет фильм. Там же говорится о моей пьесе.
- Вы написали пьесу?
- Да, автобиографическую пьесу "Рождение младенца". Задумка была у меня давно, а тут я прочитал объявление, что известный драматург Михаил Шатров набирает курс. Мне понравился девиз: "Пришел с идеей - ушел со сценарием". Я подал заявку, отучился и написал пьесу. Очень многогранная, философская: в ней рождается младенец, герой переживает второе рождение после смерти жены, да и Россия-матушка после долгого кризиса духовно возрождается. Главная мысль в том, что без бога мы - ничто. Потому что бог помогает человеку оставаться человеком. А неверующими управляет дьявол. Пьеса о любви героя к своей жене, которая умирает, о борьбе политических взглядов - его теща когда-то занимала высокие партийные посты и до сих пор считает, что только коммунисты способны "вытащить" народ из бездны… А мой герой отвечает ей, что сегодняшние демократы - это, по сути, воспитанники тех же коммунистов, а именно - бывшие комсомольцы-активисты, пришедшие к власти. И, по большому счету, ни тем, ни другим нет никакого дела до народа… Как сказал Виктор Гюго: нищета рождает революцию, а революция рождает нищету. Замкнутый круг.
- Ваша жена действительно умерла?
- Да, Наташа была журналистом РИА "Новости", она умерла. Поэтому пьеса, в основном, о любви, но в ней переплетаются многие жизненные линии. Это как бы обобщение нашей истории. Я показывал пьесу своим знакомым, актерам - все говорят, что она талантлива, что главную роль обязательно должен играть я. И даже нашелся режиссер, который заинтересовался пьесой и хочет ее поставить.
- Я не ожидала такого впечатления о вас. Сколько вам лет?
- Мне 55, но все дают меньше. Потому что я веду здоровый образ жизни: занимаюсь спортом, не курю и выпиваю чисто символически - вина или шампанского после премьеры.
- Простите, но обычно, когда человек говорит, что он ведет здоровый образ жизни, все понимают: уже отпил свое.
- (Смеется). Нет, я никогда не пил и всегда дружил со спортом: в парке бегаю по шесть-восемь километров. До сих пор Волгу переплываю туда-сюда за 19 минут и 26 секунд. А это 700 метров - мы ездим в одно местечко в 125 километрах от Москвы. Для любителя великолепный результат. А если бы я пил, то давно бы уже спился: потому что в 90-е годы, когда шла реклама, меня на каждом углу звали составить компанию за бутылочкой.
- Несмотря на то, что вы осознаете свои талант и популярность, держитесь вы более чем скромно.
- Я считаю, что человек должен быть гармоничен - так же, как гармонична природа. Вот китайцы: потравили воробьев, чтобы они рис не клевали. А потом вынуждены были их разводить, потому что гусеницы сжирали весь урожай. Так же у нас: я ко всем отношусь с уважением и симпатией, потому что все мы единое целое. Как на пляже песок: одна песчинка сама по себе ничто, но является частью общей гармонии. Никогда не любил понты, пафос - от одной мысли о том, что я могу быть таким, мне неприятно.
- Владимир Сергеевич, если все вернуть: вы бы снялись в рекламе МММ?
- Как бы мне хотелось понравиться вам и сказать: ни за что! Но я буду честен: да, снялся бы. Когда приехал в Москву, у меня не было ни блата, ни протекции, без которых карьера невозможна. Ведь все режиссеры видят, что у меня есть талант, я умею играть все, что угодно… Но у каждого из них есть свой "актерский набор", который кочует из фильма в фильм… Как сказал Олег Табаков, "мы друг друга снимаем, друг друга хвалим и друг друга награждаем". Чего бы я добился отказом? Ну, подвел бы ассистента, группа потеряла бы несколько тысяч долларов за день простоя, нашли бы другого актера - и что бы изменилось? А для меня Леня Голубков все-таки стал неплохой стартовой площадкой. Да, я был без работы, но потом началось "Шоу двойников", а в 97-м году меня пригласили в экспериментальный театр "Зонг" - мы в основном играем для школьников, причем вовлекаем их в нашу игру - спускаемся со сцены в зал... Я не могу сказать, что сейчас у меня куча работы, но она есть - конечно, опять в эпизодиках, но все же: там четыре-пять дней, тут… В общем, работа есть. И я большую ставку делаю на новый спектакль и мою пьесу. Хочу донести ее до зрителя.
Москва-Магнитогорск