Он будто стесняется внимания к своей персоне и потому - даже собственного юбилея: Эдуард Нам и скромность - синонимы, и это знают все в Магнитогорске. Лучшее меццо-сопрано мира Олеся Петрова, участвуя в международном фестивале "Вива опера-2018", назвала Эдуарда Вилорьевича открытием года. Да и другие солисты и оркестранты не раз отмечали: "Маэстро, с вами очень удобно петь - вы даёте дышать".
Театральные фестивали, в которых участвует Магнитогорский театр оперы и балета, обычно хвалят певцов и режиссёров - редко когда комплименты перепадают оркестру и уж тем более дирижёру. Но не в случае с Намом: все сразу отмечают, как прекрасно звучит оркестр театра и какой замечательный у него повелитель. Впрочем, повелитель ли? - спрашиваю дирижёра: уж больно скромно ведёте себя за дирижёрским пультом.
- Скромность - это в моём характере, - улыбается Эдуард Вилорьевич. - И потом, смысл дирижёрской профессии - не диктаторство, не подчинение оркестра. Я - посредник между оркестром и музыкальным произведением. Должен понять суть авторского замысла и понятными приёмами донести это до оркестра, а они - до слушателя.
Интерес к классической музыке Эдуард проявил в раннем детстве: в школе - он родился и вырос в казахском городе Рудный Кустанайской области - обожал уроки музыки, на переменах не отходил от учительского фортепиано - что-то подбирал, наигрывал. Родители к способностям сына отнеслись с пониманием - купили ему… как бы его назвать… духовое пианино: постоянно нажимая ногой на педаль, закачиваешь в него воздух - так извлекается звук. Нам смеётся: никогда больше подобных инструментов не видел. Играть на фортепиано учился не в музыкальной школе - посещал студию. В подростковом возрасте музыку забросил - пленили мальчишеские увлечения. Но в восьмом классе чётко осознал: хочу в музыкальное училище.
И - поступил, несмотря на то, что начального музыкального образования, по сути, так и не получил. Учился на дирижёрско-хоровом и активно занимался фортепиано. Потом была консерватория Нижнего Новгорода - прекрасная кузница музыкальных кадров. И первый судьбоносный человек - Маргарита Саморукова: прекрасный дирижёр, к которой со всего света ехали те, кто желал стать хорошим дирижёром-симфонистом. Оценив талант молодого человека, Маргарита Александровна отправила его на стажировку к дирижёру с мировым именем, профессору Московской государственной консерватории Геннадию Николаевичу Рождественскому. Эдуард Нам уверен: всем мастерством, которым обладает сегодня, он обязан этим двум великим педагогам.
Ах да, совсем забыли: как от фортепиано и хорового дирижирования Эдуард Вилорьевич переключился на дирижирование симфоническое? Ещё студентом музучилища Рудного однажды приехал в Челябинск и попал в оперный театр.
- Как сейчас помню, это была "Аида" Верди, и этот вечер перевернул мою жизнь, расставив всё на свои места, - вспоминает Эдуард Нам. - Я влюбился в оперу и понял, что хочу дирижировать ею. С тех пор целенаправленно с каждой стипендии ездил в Челябинский театр оперы и балета.
После Нижнего Новгорода поехал поступать в Московскую консерваторию - разумеется, к профессору Рождественскому. Из сорока шести претендентов в третий конкурсный тур прошли всего двое - в том числе Эдуард Нам. Но - так уж случилось, на симфоническое дирижирование в тот год приёма не было. Молодому человеку предложили приехать через год - сразу на третий тур. Нам вернулся в Рудный. К тому времени его педагоги по музучилищу - супруги Левченко и Огарёвы - переехали в Магнитогорск. И Эдуард отправился к ним в гости. Разумеется, совершено не подозревая, что решительно меняет свою жизнь.
Его повели смотреть консерваторию, которая только что революционно открылась в провинциальном Магнитогорске. В коридоре случайно встретили ректора и главного дирижёра консерваторского симфонического оркестра Александра Якупова. Он собирался в творческий отпуск - писать докторскую диссертацию - и нуждался в дирижёре, способном его временно заменить. Краткое знакомство, приглашение на прослушивание в сентябре. Нам приехал - и его взяли.
Работать собирался год - потом ведь его ждал третий тур экзамена в столичную консерваторию. Но в Москву не поехал: молодого дирижёра тепло приняли в коллективе, доверили оркестр консерватории, студенты были в полном восторге от молодого преподавателя, да и Магнитогорск понравился - несмотря на, в общем-то, печальную участь провинциального музыканта работать много, а получать мало.
В термин "провинциальный", кстати, он ничего отрицательного не вкладывает - говорит: в нашей стране только три театра непровинциальных.
Работал действительно много - Нам даже дирижировал оркестром цирка, и под его руководством коллектив звучал неожиданно прилично. Эдуард Вилорьевич смеётся: это была прекрасная школа руководителя - опыт профессионального и жизненного общения с не совсем пунктуальными и, чего уж там, не всегда трезвыми музыкантами. Пытался найти жизненный путь попроще - пробовал другую работу, получал приглашения из других городов, но… Магнитка не отпустила. Тем более, совсем скоро творческая жизнь забурлила с новой силой.
Александр Якупов стал третьим судьбоносным человеком в жизни Нама, у которого он научился упорно идти к достижению цели и быть принципиальным - Эдуард Вилорьевич уточняет: за правду - хоть на войну, такой Александр Николаевич. С ним открывали театр оперы и балета - это станет главным событием музыкального Магнитогорска, но тогда об этом ещё никто не знал. Более того, все считали задумку открыть в здании Дворца культуры храм оперы чистейшей аферой. Якупов бился с оппонентами, пробивал документы и решал прочие хозяйственные вопросы - а коллектив вовсю репетировал, полностью веря в своего руководителя: всё, за что ни брался Якупов, у него получалось. Премьеру театра - "Кармен" - готовили в непростых условиях больше года, ею в 1996-м театр и открыли.
Главным дирижёром Магнитогорского театра оперы и балета Эдуард Нам стал в 2002 году. Улыбается: и сегодня почти весь состав оркестра - его выпускники, хотя в консерватории он уже не преподаёт - времени не хватает. Но, учитывая, что уже трижды возвращался к преподаванию, возможно, будет и четвёртый раз. Пока же, совмещая работу в театре с дирижированием оркестром Магнитогорского концертного объединения, чувствует себя полностью на своём месте и улыбается, услышав от журналистов вопрос: правда ли, что у вас абсолютный слух?
- Правда, хотя для дирижёра это скорее вредно, чем полезно - даже микродиссонансы в оркестре сильно "бьют по уху", знаете ли.
Любимые композиторы - Чайковский, Бетховен. Нелюбимые - современные, но тут же добавляет: "Наверное, не дорос до них пока" - и в этом весь Нам с потрясающей скромностью.
Честно признаётся: не любит дирижировать опереттой, а вот работу с детьми - театр оперы и балета проводит много симфонических концертов с учениками музыкальных школ - почитает за честь и соглашается с коллегой Виктором Недовесовым: "Как сказал Дмитрий Кабалевский, для детей надо играть так же, как для взрослых, только ещё лучше".
Кстати, о детях. Настоящий корейский мужчина, отличающийся большой ответственностью, Эдуард Нам долго не обзаводился семьёй - крепко становился на ноги. Его дочке всего семь лет, и очаровательная Элеонора Эдуардовна Нам вьёт из отца верёвки - вообще-то о личной жизни господин Нам говорит неохотно, но, как только речь заходит о дочери, не может сдержать умиления. Только в одном пока намерен бороться с дочерью: если в будущем Элеонора, которая занимается в музыкальной школе, вдруг захочет стать профессиональным музыкантом - не желает своей крошке столь трудной судьбы. Смеётся: за женой далеко не ходил - нашёл на работе: Олеся скрипачка оркестра театра оперы и балета. Спрашиваю: на работе вы её руководитель, а кто дирижирует дома? В ответ бьёт юмором: "А мы дома стараемся не музицировать".
Нет места музыке и в увлечении Эдуарда Нама - а о том, что он страстный рыбак, знают все его знакомые. Была и компания оркестрантов, с которыми выезжал на озёра с удочками, и на вопрос журналиста о самом славном улове отвечает: улов - не главное, главное - процесс.
- В моей голове постоянно звучит музыка - порой даже ночами заснуть не даёт, и только на рыбалке она выключается. Наслаждаюсь тишиной, компанией и разговорами - обо всём, кроме работы.
Отмечаю: несмотря на корейские корни - а корейцы отличаются почитанием традиций, наблюдением за собой, к себе Эдуард Вилорьевич относится слишком уж по-русски легко: достижениями не хвалится, итоги к 50-летию не подводит.
- Я не корейский и не русский - я советский человек, воспитанный на советской идеологии, - улыбается в ответ. - А итоги подводить… Да какие у меня итоги? С детьми - точка не поставлена, может, и ещё наследники появятся. В профессиональном плане я вообще начинающий музыкант - кто-то из великих сказал, что после пятидесяти дирижёр только начинается: уже набран опыт, есть мастерство, но не исчезла свежесть восприятия. И это правда: бывает, открываю партитуру, которую "играл" десять, пятнадцать лет назад, и поражаюсь: как я раньше этого не видел?
- Чего "этого", Эдуард Вилорьевич? - спрашиваю. Он порывисто хватает ноты, раскрывает и проводит рукой по музыкальным точкам-закорючкам.
- Да ведь это не просто ноты - здесь самая настоящая драматургия, всё написано - только смотри внимательно. И в двадцать лет, даже после объяснений великих педагогов, вряд ли смог бы это разглядеть - всё приходит с собственным опытом.
И всё-таки один итог его жизни совсем скоро состоится: до сего времени "неспетой песнью" Эдуарда Нама была опера Петра Чайковского "Пиковая дама" - страстно мечтая дирижировать ею, лет пять буквально приставал к директору театра. И вот - сошлось, и перед скорой премьерой Эдуард Вилорьевич не скрывает: волнуется, тем более в юбилейный год. Слышала, магнитогорская "Дама" будет без купюр - в авторском замысле. Эдуард Нам согласно кивает головой, так и есть:
- Как можно, простите, "купировать" Чайковского? У меня рука не поднимется.
И напоследок не могу не спросить: а если бы всё сначала?.. Эдуард Вилорьевич задумывается:
- Несерьёзно я часто думал о том, чтобы всё бросить, поменять работу. А если серьёзно подумать, кем бы ещё я мог стать… Честно - даже представить себе не могу.
Как не может представить театр без его скромного главного дирижёра директор театра Илья Кожевников.
- У Эдуарда Вилорьевича огромное музыкальное нутро и весь спектр качеств, необходимых для настоящего дирижёра, - говорит Илья Сергеевич. - За ним оркестр и солисты как за каменной стеной: он всегда услышит, поддержит, выправит ситуацию. Потому что блестящее образование, огромная музыкальная эрудиция и глубокие познания в чисто технических аспектах: как извлекается звук инструментами, как "летит" голос - чувствовать эти моменты, "дышать" вместе с музыкантами, и у него это прекрасно получается: каждый его жест при всей минималистичности отточен и выверен. За это его уважают и любят музыканты, мерило ценности дирижёра для которых не амплитуда его взмахов, не излишняя эмоциональность, а "разговор руками". Так вот Эдуард Нам умеет говорить руками, и очень выразительно.