ОБ ЭТОМ ФЕСТИВАЛЕ никто и никогда не слышал - однако в этом году он проходил уже 17-й раз. Немудрено: тематика фильмов, знаете ли, не популярна - ведь добро, нравственность и религиозность плодов нынче не приносят. Между тем группа энтузиастов еще в 1992 году, когда в России вовсю стреляли свои в своих, создала именно такой кинофестиваль - напомнить людям о том, что они все-таки люди.
Руководство взял на себя народный артист России Николай Бурляев - человек глубоко верующий, отец пятерых детей. Под его знамена, не задумываясь, встали представители старой доброй кинематографической гвардии Ада Роговцева, Виктор Гостюхин, Александр Аскольдов, Барбара Брыльска, Раиса Недашковская, Александр Новиков… Поддержку и благословение фестивалю дала православная церковь и Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Так в лихие для России времена, когда о нравственности в стране старались не упоминать, эти несколько десятков человек лелеяли и холили ее ростки с помощью хорошего кино.
Семнадцатый фестиваль собрал в Московском доме кино 270 фильмов кинематографистов 30 стран, среди которых католические Мексика, Швеция, Германия, Франция, Венгрия, Польша, Латвия, Литва и Финляндия, Хорватия и другие, православные Россия, Украина, Беларусь, Болгария, Сербия, Грузия, Греция, протестантская Канада и иудейский Израиль. Самый высокий патронаж - патриарх Алексий II, полпред Президента РФ в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко, зампредседателя Госдумы Любовь Слиска, президент Российского фонда культуры, председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков.
Но на лице Николая Бурляева, скорее, не радость, а усталость - на пресс-конференции, посвященной закрытию фестиваля, он сказал: "Главное для нас было - выстоять".
- Скажите, что означают ваши слова? Фестиваль выстоял, и за счет чего? - спросили мы, подойдя к актеру после встречи с прессой.
- Выстоял, - с глубоким вздохом начал Николай Бурляев. - Но сколько будет продолжаться то, что культура брошена на произвол, выпихнута прежними своими руководителями на панель доходного промысла - мол, вы сами выживайте, делайте деньги… Не наша задача - делать деньги. Наша - давать народу духовные ценности, и это мы делаем. Поэтому я жду, когда руководство культуры поймет, что нужно более масштабно поддерживать все начинания, которые проводит в жизнь "Золотой витязь" - мы идем в авангарде борьбы за душу человека.
- Тем не менее, фестиваль пользуется большой популярностью у кинематографистов всего мира…
- Лермонтов говорил: "Есть чувство правды в сердце человека". Вот мы и пытаемся удовлетворять это чувство, выбирая такие фильмы, которые идут от сердца к сердцу. Поэтому есть популярность, и со многих киноакадемий мира признаются, что они будут работать не для Канн и для "Оскара" - этой эффектной пустоты, а для "Золотого витязя", где есть правда.
- Какой фильм конкурсной программы понравился лично вам?
- Мне удалось посмотреть фильмов сорок и успел сделать для себя радостные открытия: что экран действительно может быть таким, каким он должен быть. То есть помогать людям выйти в горний мир души. Не утрамбовывать душу нашу, что мы делаем уже два десятка лет, а выйти в горний мир. Одним из таких был для меня белорусский документальный фильм "Мама придет!" - 20-минутная притча, посмотрев которую, женщинам захочется рожать, детям - любить своих родителей, а всем нам - верить в добро и самим творить его. Поэтому "Мама придет!" стал фильмом-открытием нашего фестиваля. Откровением для меня стал и болгарский фильм "Сторож мертвых": я зашел в зал, когда демонстрировали его, буквально на пять минут - посмотреть, как воспринимают программу. И увидел, что зрители, не отрываясь, смотрят на экран. И сам не смог оторваться до конца. Такое же воздействие произвел на меня мексиканский фильм "Безмолвный свет" - совершенно поразительная картина.
- Все победители пока не знают о своих наградах, кроме одного - это Никита Михалков и его фильм "12". О нем в последнее время было много разговоров - и хороших, и плохих. Что скажете вы?
- Тот факт, что все руководители нашего международного жюри единогласно присудили приз кинокартине "12", говорит: фильм действительно выдающийся - это явление в нашей культуре, которое уже оценили и в России, и за рубежом. Правда, кое-где ему не простили его прямых речей. Вы понимаете, что я имею в виду голливудскую премию "Оскар", которую Михалков не получил из-за обиды американцев на гневные речи Никиты Сергеевича в Каннах, где он жестко клеймил США за бомбардировку Югославии. А мы оценили этот фильм, потому что это уже классика. Даже сейчас ясно, что этот фильм будут изучать студенты - и драматурги, и режиссеры, и актеры…
- Николай Петрович, вы же понимаете, что, несмотря на высшую ценность ваших фильмов-участников, большинство россиян их просто не увидят. Надо ли, чтобы высокое искусство кинематографа стало достоянием широкого зрителя? Или такое кино способны оценить только эстеты?
- Надо. Популярным это кино могут сделать только те, в чьих руках рычаги управления культурой. У нас нет таких возможностей. Вот мы показали 270 фильмов за десять дней, потом люди разъедутся по разным странам, у нас останутся лишь копии картин в одном экземпляре, которые мы не можем тиражировать. Надо изменить прокатную политику на уровне всей России. Это очень серьезные вопросы, и я уже многие годы говорю, что нам не хватает культуры в Думе, правительстве… Но пока мой глас - глас вопиющего в пустыне. У меня такое ощущение, что едва ли не я один столь настойчив в избавлении, выведении культуры из рынка - все молчат, всех устраивает ее прозябание, ее умирание в нищете… Как иначе оценить, что 260 киноактеров - гордость нашего отечества - вытеснены на обочину жизни и умирают в полной нищете? Их не на что похоронить!
…Николай Петрович распалялся, а потом вдруг вспомнил, что ему еще вести церемонию закрытия - и попросил отдыха. Между тем в зале начинали собираться зрители и деятели кино и культуры. Одним из первых появился тогда еще новый министр культуры Александр Авдеенко - это было первое его выступление на публичном мероприятии. Актер Виктор Проскурин появился в странной шапочке - он похудел и немного постарел, стал больше похожим не на себя, а на Александра Розенбаума. К нему подошли несколько журналистов, но он отказал всем - не захотел общаться наспех. По-домашнему спокойно прибыл Эльдар Рязанов - он был настолько свободен, что даже сфотографировался с дочкой Евгения Рухмалева. А вот громко и торжественно прибыл Никита Сергеевич Михалков - к нему подбежали, начали совать книжки для автографов… Одна дама подала книгу о семье Михалковых автора-женщины. Никита Сергеевич протянул ее обратно:
- Как я могу поставить автограф на книге, которую даже не читал? Я не буду ее подписывать - в ней написано про меня, моего отца и брата, а я ничего не знаю… С госпожой (называет фамилию. - Прим. авт.) я не знаком…
Его посадили во втором ряду. Было видно: ему интересно то, что происходит на сцене. Вышел офицер высокого чина и начал говорить, что армию нужно возрождать - и с этой просьбой он обращается к "Золотому витязю", поскольку фильмы, которые нынче показывают на телеэкранах, лишь оскорбляют честь и достоинство армии, и даже события Великой Отечественной войны стали "подавать" те, что позорят нашу Родину. На этих словах Никита Михалков, снимающий сейчас свои "Утомленные солнцем-2", подался вперед, внимая каждому слову говорящего.
Говорили, что фильмофонд, собранный "Золотым витязем" за 17 лет, входит в сферу философского измерения, поскольку все его ленты продолжают традиции великих мастеров кино Тарковского, Бергмана, Сергея Бондарчука… Говорили, что "Золотой витязь" на фоне других подобных мероприятий, словно лермонтовский "парус одинокий"… Говорили, что без хорошего кино мы уже потеряли поколение - причем не российское, а мировое, поскольку во всем мире прослеживается традиция ухода от философии в мир "экшн"… Словом, все сходились в одном - фестивалю нравственности нужно помогать изо всех сил.
О победителях. Золотую медаль имени Сергея Бондарчука "За выдающийся вклад в кинематограф" получили режиссер Эльдар Рязанов и актер Алексей Баталов. Получая награду, режиссер произнес:
- Кино - это огромная сила убеждения, недаром когда-то мне запрещали выводить на экран "Берегись автомобиля" - говорили, что угонов станет больше. Но наша публика - это умные люди, которые все правильно поняли, поэтому автомобили спокойно стояли в гаражах. Но сейчас такое количество грязи льется с экранов, что волей-неволей публика наша растлевается. И наша задача - вновь собрать ее вокруг разумного, доброго, вечного.
От союза кинематографистов русских и православных народов "Золотого витязя" получил грузинский режиссер, народный артист СССР Реваз Чхеидзе за картину "Гроб Господень" и белорусский режиссер Галина Адамович за уже упомянутую притчу "Мама придет!"
Второй год фестиваль "Золотой витязь" выделяет отдельной строкой номинацию "Кинематографисты мира против террора". По словам организаторов, в данном случае в виду имеется не только сам терроризм, но и все зло, которое подается под видом искусства. Статуэтку "Золотого витязя" получил российский режиссер Вадим Цаликов за своего "Отставного учителя" - фильм об учителе той самой бесланской школы.
Есть на фестивале и номинация для детей - "Анимационный фильм". Детское жюри возглавляет сын Николая Бурляева Илья, очень рассудительное дитя, надо сказать. Совершенно справедливо он сказал, что по итогам просмотра множества мультфильмов он сделал вывод, что в мире сегодня нет героя - человека, который был бы интересен детям. Поэтому, в основном, режиссерам приходится снимать животных и сказочных существ. Словно в подтверждение, "Золотого витязя" дети отдали немцу Петру Тимму и его "Руди - гончему поросенку".
А главного "Золотого витязя" вручили Никите Михалкову и его фильму "12".
- 17 лет стойкий оловянный солдатик по имени Коля Бурляев занимается тем, что пытается удержать на плаву свой, безусловно и абсолютно необходимый нашей стране и нашему кино фестиваль. И я страшно рад и горд, что "Золотой витязь" достался фильму "12", в котором снимались замечательные актеры. И опять скажу: мало слышать друг друга - надо слушать. Человек есть не средство, а цель. И если мы не научимся это понимать, мы так и не станем целью - мы навсегда сами останемся средством.
После выступления мы подошли к Никите Сергеевичу.
- Много раз говорили, что на фестиваль должны обратить внимание власти. Вы с этим согласны?
- Я думаю, мы должны дожить до времени, когда власти вообще не будут обращать внимания на такие фестивали. Они должны жить без помощи власти, потому что если фестивалю необходима ее помощь, значит, он не имеет той внутренней силы, которая может его удержать. "Золотой витязь" уже существует, протекционизм политический, я считаю, ему сейчас не нужен - это только начнет подминать его под себя. "Золотой витязь" самостоятельный, демократичный. Главное для него сейчас - чтобы были деньги. Вот в этом власть может помочь.
- К сожалению, центральные каналы и кинотеатры не берут подобное кино…
- Когда изменится вектор телевизионной политики, это кино будут смотреть. Развлекательные программы и шутейные шоу, конечно, нужны, но невозможно всегда идти на поводу у тех, кто хочет только развлекаться. И об этом, кстати, мы громко и жестко говорим в своем фильме "12". А что касается экранов, то должны существовать отдельные кинотеатры, которые не будут так зависеть от проката и количества зрителей. Такие кинотеатры есть во всем мире, там немного мест, в них идут картины, на которых не делают экономических ставок.
- Я внимательно наблюдала за вами. Вам было интересно все, что говорилось со сцены, но когда речь пошла о войне, вы прямо аж привстали.
- (Смеется.) А разве вам не важна эта часть нашей отечественной истории?
- Конечно, важна.
- Ну так вот. Точка ру.
- А вы согласны с мнением о том, что войну нынче подают не под патриотическим соусом?
- Я сам снимаю картину о войне, так что не могу ни себя, ни своих коллег поливать грязью. А насчет того, что кино стало слишком жестким, лишенным патриотизма… Приведу всего одну фразу, которую когда-то произнес один замечательный старец-мудрец: "Жестокая правда без любви есть ложь".
…Хочется верить, что эта фраза когда-нибудь станет девизом всей нашей культуры - и кино в том числе.
МОСКВА-МАГНИТОГОРСК.
Досье «ММ»
НИКОЛАЙ БУРЛЯЕВ, русский актер и кинорежиссер, родился в Москве 3 августа 1946 года. Народный артист РСФСР, лауреат премии Ленинского комсомола.
Сниматься в кино стал с 14 лет (главная роль в фильме Андрея Кончаловского "Мальчик и голубь"). Снялся в фильмах "Иваново детство", "Андрей Рублев", "Мама вышла замуж", "Игрок", "Проверки на дорогах", "Пошехонская старина", "Военно-полевой роман" и других.
В 1991 году организовал ежегодный Международный кинофестиваль славянских и православных народов "Золотой витязь" и стал его бессменным президентом. В 1996 основал Международное объединение кинематографистов славянских и православных народов, был избран его председателем. За роль коменданта общежития в фильме "Какая чудная игра" номинировался на премию "Ника". Получил премию Сербии "Буковская награда" - "За выдающиеся заслуги в области культуры". Награжден орденами Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного и преподобного Сергия Радонежского.