НАВЕРНОЕ, оргкомитет этого единственного в своем роде на Южном Урале музыкального фестиваля мог бы претендовать на звание самого несуеверного и целеустремленного.
Потому что только абсолютные «дофенисты» по части множества примет, бытующих в творческом мире, могли назначить финал прошедшего в минувшем году V, юбилейного, Международного фестиваля гитарной музыки имени Ивана Кузнецова на пятницу 13-е апреля! Конечно, основные его события к тому времени оказались позади – главным в тот день стало вручение наград победителям и заключительный гала-концерт участников. И все же приметы в артистическом мире – дело святое.
Сбылась, правда, тогда единственная из них: к вечеру пошел мокрый снег и поднялся ветер. Ну, а что бы вы хотели увидеть на улице в пятницу 13-го?.. Тем не менее, большой зал Дворца культуры металлургов имени С.Орджоникидзе оказался полон. И атмосфера тепла и дружелюбия, царившая здесь все три фестивальных дня, осталась в тот вечер неизменной. Да разве могло быть иначе. Ведь человек, в память о котором в феврале 2003-го его друзья и единомышленники решили впервые провести в Магнитке встречу всех, кто знал, помнил и любил замечательного мастера и страстного пропагандиста гитары Ивана Кузнецова, успел, несмотря на трагически рано оборвавшуюся жизнь, объединить многих и многих ценителей подлинного искусства игры на инструменте, способном «созидать тишину».
«Кузнецовские» гитары, создававшиеся мастером по особой, лично им разработанной технологии, можно услышать сегодня не только в России, но и за ее пределами. Владельцы их принимают участие и в магнитогорском фестивале. Но кроме них, в эти дни съезжаются в Магнитку музыканты Урала и Сибири, Казахстана и Поволжья, Башкирии и Центральной части России, никогда ранее не знавшие об уральском чудо-мастере.
География эта ширится год от года. Вот уже и жюри конкурса, по примеру другой «визитной карточки» Магнитки – фестиваля «Театр без границ» – тоже решено формировать здесь из представителей дальнего зарубежья. На нынешнем, уже шестом по счету фестивале имени Кузнецова, который состоится 17 - 19 апреля 2008-го, судить конкурсантов в разделе «классическая гитара» будут представители Италии, Франции, Испании и Швеции.
Впрочем, уникальность магнитогорского праздника музыки заключается вовсе не в «смеси лиц, племен, наречий, состояний»… Французский музыкант и фестивальный продюсер Филипп Вилла, впервые побывавший в Магнитке в прошлом году, сказал тогда на пресс-конференции:
– Гитара – инструмент универсальный и интернациональный. Поэтому я надеюсь, что благодаря ей мы возведем со временем творческий мост между Магнитогорском и остальным миром…
«Универсальность» и «интернационализм» этого удивительного инструмента были продемонстрированы тут же в ходе импровизированного выступления сводного ансамбля российских бардов, самого Филиппа Вилла и приехавшего на фестиваль в качестве гостя и участника концертных программ самарского баяниста-виртуоза Сергея Войтенко. Вокально-инструментальные вариации на тему знаменитых монтановских «Осенних листьев» абсолютно неожиданно задали тон всей фестивальной «трехдневке», в течение которой обычному слушателю приходилось буквально разрываться между большим залом консерватории, где проходили концерты классической гитары, и киноконцертным залом «Партнер», скромные габариты которого едва вмещали всех желающих попасть на джем-сейшн с участием почетных гостей фестиваля Тимура Ведерникова, Галины Хомчик, Романа Ланкина и Сергея Войтенко.
Пытаться передать на словах настроение, царившее в рядах публики, – затея пустая, это нужно увидеть и услышать самому. Недаром позже, в итоговом интервью перед началом торжественной церемонии закрытия V фестиваля, председатель жюри и художественный руководитель форума – профессор Челябинского института музыки, заслуженный артист России Виктор Козлов на вопрос о главном открытии, сделанном им за минувшие пять лет, заметил:
– Путь, изначально избранный организаторами, которые решили объединить в рамках программы этого фестиваля несколько параллельно существующих творческих направлений, оказался правильным. Ведь классика, бардовская песня и джазовая гитара, в общем-то, живут в искусстве по отдельности, имея при этом свои конкурсы. Но вдруг в одном городе, в одной географической точке все это встречается раз в год, и в результате такой встречи рождается нечто невероятно интересное. Нам, академическим «классикам», например, стоит сегодня, в век шоу, поучиться у бардов яркости подачи музыкального произведения. Многие из них ныне вполне профессионально, а вовсе не на уровне трех аккордов, владеют гитарой, и сам я слушаю здесь эти выступления с удовольствием, понимая, что какие-то приемы могу в своей профессии пробовать смелее…
Победителей, как и полагается, чествовали в тот вечер особо. Впервые в пока еще короткой фестивальной истории обладательницами первой премии и настоящим открытием стал для жюри магнитогорский квартет гитаристок DIVA. До этого главные призы неизменно увозились из Магнитки иногородними участниками. Кстати, созданная в сентябре 2006-го, к апрелю года минувшего DIVA уже успел завоевать успех на фестивале-конкурсе «Виртуозы гитары» в Санкт-Петербурге. В Магнитке же в номинации «Ансамбли» девушкам попросту не было равных. Члены жюри единогласно назвали Юлию Бабкину, Екатерину Смирнову, Оксану Кислову и Анастасию Расторгуеву самым красивым, самым музыкальным и самым перспективным коллективом-участником конкурса.
Свои награды, впрочем, увезли в тот раз и представители Уфы и Сарова, Нижнего Новгорода и Челябинска, Кемерова и Екатеринбурга… А вот если бы на фестивале был учрежден приз для самого большого альтруиста и подвижника в деле выявления и поддержки талантливых исполнителей, он, несомненно, достался бы шведскому гитаристу Миро Симичу – почетному гостю и члену жюри, преподавателю классической гитары, арт-директору международного фестиваля «Гитара-гала», считающему основной своей миссией благотворительную деятельность и участие в проектах, способных сделать мир лучше и добрее. Говорят, в последнее время, приезжая в Россию, он обязательно везет с собой несколько инструментов работы испанских мастеров, которые дарит затем начинающим музыкантам. Одну из таких гитар увез из Магнитки в качестве спецприза нижегородец Иван Горюнов. А учащийся магнитогорской школы искусств № 4 получил от маэстро в подарок специальный набор для ногтей – ведь, помимо исполнительской и преподавательской деятельности, Симич известен среди профессионалов как разработчик уникального метода наращивания ногтей, без которых игра на классической гитаре невозможна.
Чем привлекает его фестиваль имени Кузнецова? На этот вопрос обаятельный швед отвечает просто:
– Этот фестиваль интересен для меня соединением различных жанров. Ведь собственно классическая гитара имеет весьма небольшую слушательскую аудиторию. А здесь она предстает перед слушателем как универсальный музыкальный инструмент для выражения чувств и эмоций…
В нынешнем году Миро Симич возглавит жюри младшей группы конкурсантов. Вновь примет участие в судейской работе Филипп Вилла. Кроме того, в жюри «взрослой» части конкурса войдут итальянцы Алессандро Минчи и Эрманио Боттиглиери, а также испанец Рубен Абель. Среди почетных гостей и участников ожидаются самарец Сергей Войтенко, томич Роман Ланкин, москвичи Леонид Сергеев, Евгений и Екатерина Пушкаренко. И это – лишь предварительный список. Собирается приехать на фестиваль и съемочная группа телеканала «Культура»…
Кстати, впервые в нынешнем году организаторы представительного музыкального форума решили провести в его рамках конкурс джазовых гитаристов, в жюри которого войдут народный артист России Алексей Кузнецов, заслуженный артист Украины Энвер Измайлов, а также лауреаты джазовых фестивалей Валерий Сундарев, Константин Корчагин и Александр Радовский.
Учредителями праздника выступили Министерство культуры Челябинской области, администрация города Магнитогорска, благотворительный фонд Олега Митяева и ООО «Продюсерский центр «Фестиваль». Генеральным спонсором фестиваля на протяжении многих лет остается ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат».
Что ж, до начала VI международного остается совсем немного. У организаторов его началась сейчас самая горячая и хлопотная пора. «Роковых» пятниц, впрочем, в нынешнем апреле не предвидится вовсе. Да они и не могут стать помехой в подлинно благородном деле. Ведь замечательный мастер и удивительный человек Иван Кузнецов дал фестивалю доброе имя, притягивающее к нему таких же, как он, бескорыстных и преданных делу людей. А уж над силой такого сообщества, поверьте, не властны ни превратности жизни, ни тем более какие-то там сиюминутные приметы…