ЭТОГО МАРШРУТА вы не найдете ни на одной карте мира. Тридцать минут езды на трамвае из Европы в Азию, немногим меньше – на автобусе. Пешком? Ну, это смотря чьими ногами, детскими или взрослыми, и из какой точки города, раскинувшегося ныне на многие километры по берегам Урала…
А когда-то была эта площадь в левобережье средоточием культурной жизни Магнитки. Может, потому близлежащую трамвайную остановку до сих пор в народе по старой памяти именуют просто – «Гортеатр». Ведь, по замыслу архитекторов, именно здесь, в центре создававшегося в 30-х годах прошлого века соцгорода, должен был сложиться нерушимый союз творчества масс и профессионального искусства. И потому первое капитальное здание городского театра строилось в металлургической Магнитке в комплексе с первым по-настоящему рабочим Дворцом культуры.
Это было удивительное время, что бы ни писали о нем сегодня историки! Страна, только-только успевшая подняться из разрухи нескольких революций и войн, на глазах всего мира в нечеловеческих условиях строившая на своих просторах новую жизнь, во главу угла государственной политики ставила заботу о культурном развитии человека освобожденного труда. И потому сюда, в эти стены, украшенные лепниной и живописными полотнами, по лестницам, устланным коврами, о чем поныне напоминают вмонтированные в ступени металлические кольца-держатели, спешили на занятия секций и кружков вчерашние детдомовцы и беспризорники, дети рабочих и крестьян, съехавшихся на великую стройку века, имя которой – Магнитострой – было в то время на слуху у каждого!..
Тех, самых первых участников рабочей самодеятельности, прокладывавших по брусчатке улицы Маяковского дорогу к храму творчества, наверняка уже не отыскать среди 400-тысячного населения современного Магнитогорска. Ведь города растут и стареют гораздо медленнее, чем люди. Но если бы вы, тем не менее, встретили их сегодня, обязательно отличили бы в толпе по особому блеску в глазах и удивительному душевному оптимизму, пронесенному сквозь годы. Оно, это особое отношение к жизни, характерно для многих поколений воспитанников Левобережного Дворца культуры металлургов (таково теперь его официальное название).
«Здесь проходила вся наша жизнь», – эти слова, сказанные недавно одной из ветеранов-участниц дворцовской самодеятельности Галиной Загатиной, могли бы стать удачным эпиграфом к импровизированному вечеру воспоминаний, состоявшемуся не так давно в уютной гостиной ЛДКМ в преддверии 70-летия старейшего из дворцов комбината. Сама Галина Федоровна пришла в него пятилетней девочкой. Не в кружок самодеятельности – таких малышей туда не записывали. Просто дворец этот невозможно было обойти стороной по пути из детского сада, да и бурная творческая жизнь здесь била ключом каждый день.
– Позже, уже во время войны, – вспоминает она, – когда дворцовские стены были отданы под военный госпиталь, в летнее время на площадь в тень деревьев выносили раскладушки с выздоравливающими ранеными. И мы танцевали и пели для них…
Так, капля по капле дворец становился «своим» для многих магнитогорцев, чьи детство и юность пришлись на суровые 40-е, нелегкие 50-е и оптимистичные 60-70-е годы прошлого столетия. Придя сюда однажды, мальчишки и девчонки подчас и не подозревали, что стены эти станут для них отныне родными на десятилетия. Кто-то, как старейший из культработников дворца Валентина Слащилина, посетив однажды детскую библиотеку, потом становился активнейшим участником многочисленных мероприятий, репетиций и тренировок, нескончаемым потоком сменявших друг друга на казавшихся необъятными просторах этого царства творчества. А затем уже не мыслил и профессиональной судьбы вне этих стен.
Кто-то, подобно незаменимому в своем деле инженеру ЛДКМ Леонору Ибрагимову, исподволь выбирал здесь дело всей будущей жизни – ведь хоровой класс, где репетировал их детский хор, случайно (а может и нет) находился рядом с киноаппаратной, куда юный хорист заглядывал при каждом удобном случае. Сегодня Леонор Галеевич может часами рассказывать о том, какие великолепные концерты проходили на сцене дворца, как внедрялись здесь новые формы проведения научно-практических конференций и совещаний металлургов, в программу которых входила демонстрация документальных лент. В рассказах этих обязательно будут воспоминания о людях, в разные годы работавших здесь и преданностью и беззаветностью своего служения любимому делу наполнявших старые стены удивительной атмосферой доброжелательности и внимания к каждому, кто приходил сюда.
Удивительную ауру, царящую здесь, отмечают все, кому довелось хотя бы раз заглянуть в здание, семь десятков лет назад гостеприимно распахнувшее свои двери для жителей города. Может быть, поэтому, даже после того, как основная жизнь Магнитки переместилась в правобережье, сотни магнитогорцев по-прежнему предпочитали приезжать именно сюда, чтобы увидеть фильмы, «крутившиеся» в лучшем кинотеатре города «Магните», а через неделю, вторым экраном, передававшиеся во дворец. Билеты при этом шли «влет» не только на сеансы в большом и малом кинозалах, но и в летнем кинотеатре, работавшем в парке, что по сей день находится рядом с дворцом.
Увы, газетная площадь слишком мала для того, чтобы вместить все, о чем рассказывали мои собеседники в тот вечер. Потому что особых страниц заслуживает история единственного в городе татаро-башкирского театра, созданного в 1963-м Рафаэлем Рахматуллиным. Коллектив этот, между прочим, насчитывал более полусотни самодеятельных артистов, что вполне сопоставимо с численностью профессиональной труппы! А чего стоила слава народного коллектива – ансамбля танца «Зори Магнитки», в 70-80-х известного по всей стране! По сути, возрожденный из руин бывшими воспитанниками хореографа Веры Бондаревой – супругами Константином и Зинаидой Марковыми – он обрел тогда не только «фирменное» имя, но и не раз представлял затем Южный Урал на многочисленных всероссийских и зарубежных фестивалях, приумножая славу Магнитки творческой…
За семь десятков лет из этих стен вышел не один будущий профессиональный актер, музыкант, художник, первый толчок, первый творческий импульс получившие здесь – в центре культурного мироздания металлургического города. Однако главным итогом работы ЛДКМ всегда оставались не завоеванные на конкурсах грамоты и награды. Храм существует не для борьбы амбиций. Его предназначение – воспитание душ. И слушая рассказ бывшей солистки народного хора Валентины Воропаевой (Морозовой), четверть века делившей свою судьбу между работой токаря-универсала на производстве и репетициями и концертами, с которыми их коллектив под руководством хормейстера Евгении Малышевой выезжал в цеха комбината, выступал на сцене дворца и даже в те скупые на творческие обмены годы выезжал за рубеж, я думала о том, каким невыразимым счастьем общения, радости, сотворчества и устремленности в будущее одарила судьба моих собеседников. Ведь счастье не есть понятие универсальное. Счастлив тот, кто, будучи поглощен любимым делом, не замечает течения времени за окном. И потому глаза его, независимо от возраста, остаются наполнены удивительным светом доброты и искренности. А душа не устает быть молодой. Ибо все то, что делаем мы на этом свете для других, остается людям. И дорога к храму не зарастет дерном и чертополохом до тех пор, пока кто-то устремляется по ней вслед за нами…