В КОНЦЕ ПРОШЛОГО МЕСЯЦА на страницах нашей газеты опубликована корреспонденция «Боинг с «тахрировцами» не взлетит» (№ 69 от 23 июня).
Напомним, речь в публикации шла о деятельности троих молодых людей, которые относили себя к международной партии исламского освобождения «Хизб-ут-Тахрир Аль-Ислами», проповедующей идею создания Всемирного исламского халифата. В 2003 году деятельность партии на территории РФ была запрещена. 21 июня 2007 года мировой судья вынес приговор, определивший всем троим по семь месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении.
Читатели устроили на страницах нашего сайта дискуссию, высказываясь по поводу экстремизма. Осуждают его все, наиболее радикальные призывают к силовому решению, забывая, что силе противостоит только сила. Проблема усложняется, поскольку затрагивает вопросы вероисповедания. Острота и актуальность темы заставили вновь вернуться к явлению, которое становится тревожной тенденцией и требует серьезных мер не только со стороны правоохранителей, но и всего общества.
Однако силовыми методами проблему не решить, последователи террористической партии уйдут в глубокое подполье, не прекратив подрывной деятельности против основ государства. Комментарии специалистов помогут понять не только патриотам России, но и людям, сочувствующим «тахрировцам», что, играя на религиозных чувствах, ими пытаются манипулировать.
Сотрудник отдела в Магнитогорске управления Федеральной службы безопасности по Челябинской области:
– При кажущемся спокойствии необходимо быть готовым к подобным фактам проявления экстремизма. Около трех лет назад в Магнитогорске был задержан гражданин Таджикистана, который впоследствии был депортирован. Он разыскивался прокуратурой Таджикистана как участник террористических операций: в результате взрыва дома погибли 30 российских военнослужащих. Не исключена возможность проведения подобных акций и в нашем городе. В числе прибывающих к нам гостей из бывших республик Средней Азии есть люди, имеющие опыт участия в боевых действиях. Что же касается конкретного случая, то главное – не срок наказания, а то, что своевременно были предотвращены возможные негативные последствия, ведь суть работы правоохранителей и спецслужб – упреждение терактов, экстремизма. Как правило, они связаны с человеческими жертвами. По мнению следствия, у фигурантов этого дела сложилось такое мировоззрение, когда они готовы к совершению преступления. Страшно, когда кумирами таких молодых людей становятся бандиты.
Родственник одного из бывших «тахрировцев»:
– Я слышал об этой партии, но то, что деятельность ее запрещена, узнал лишь из СМИ.
Имам-мухтасиб в мечети Ульфат ШАКИРОВ:
– К сожалению, я узнал об этом случае только из газет. Когда Дмитриев стал ходить в мечеть, мы только радовались: молодые стремятся к вере. Но они искали что-то новое. Это новое выразилось в ваххабизме. Он чужд нам, потому что они пропагандируют: убей неверного. Под неверного они могут подвести всех: и христиан, и католиков, и шиитов. Это плохое течение, мы его не признаем. Мы обязаны следить за чистотой мусульманских рядов, обязаны сохранить целостность России и воспитать любовь к Родине, ибо Коран говорит: защита Родины – обязанность каждого. Какие-то секты опровергают эти слова. Мое упущение в том, что я даже не заметил, что они приходили в мечеть с черными мыслями.
Вера ПАНАРИНА, начальник отдела координации творческой деятельности управления культуры Магнитогорска:
– Администрация всегда очень серьезно подходила к национальным вопросам. Еще в 1996 году в городе был создан центр национальных культур, ныне Дом дружбы народов. Инициаторами создания явились общественные национальные организации татар, башкир, евреев, немцев, славян, отделы которых в настоящее время работают в его стенах. В городе есть Дом башкирского искусства. В учебных заведениях постоянно проводят лекции, на которых школьники знакомятся с национальными, культурными традициями различных народов. Стали уже традиционными такие национальные праздники, как Навруз, Сабантуй, в рамках которых проводят национальные фестивали, например татаро-башкирской музыки. Как никогда широко прошел фестиваль славянских народов в рамках Дней славянской письменности и культуры. Очень большое внимание было уделено 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России: состоялись концерты вокального искусства, хореографии, прошли выставки, конкурсы, на которых были показаны различные традиции башкирского народа – ритуал имянаречения, сродни христианскому крещению, встреча невесты башкирской семьей. Привлекли горожан выставки башкирского прикладного творчества. Из славянских праздников отметили Красную горку. Национальные праздники давно стали интернациональными: на Сабантуе и Масленице гуляют все горожане. Все народные праздники так или иначе основаны на религиозных обрядах. Традиции, культура, религия настолько переплелись, что стали той основой, которая и составляет национальное своеобразие. Знакомство с инонациональной культурой позволяет ближе узнать и понять своего соседа, поэтому мы стараемся массово проводить национальные праздники. Что касается религиозного образования, то при татарском отделе не первый год работают кружки, в которых преподают основы ислама, изучают арабскую письменность.
Элла КОМИССАРОВА, профессор МаГУ, религиовед:
– Прочитав статью, я испугалась. До этого времени мне казалось, что мусульманский экстремизм не характерен для нашего города. Однако третье уголовное дело подобного рода свидетельствует: тенденция дошла до нас и необходимо обратить на это опасное явление серьезное внимание. Но, борясь с экстремизмом, необходимо очень тактично, осторожно относиться к самому исламу, что в последнее время пренебрегается обществом и СМИ. В исламе, как и в любой другой религии, есть положительное и отрицательное, что объясняется конкретными историческими условиями развития ислама, который соответствовал историческом реалиям. Поначалу ислам был достаточно мирным, потому что Мухаммед, создавая религию, пытался действовать только способами убеждения – не вышло. Против него стали воевать, и Мухаммеду пришлось отстаивать религию в битвах. В результате, в исламе больше, чем, например, в христианстве или буддизме, моментов, которые связаны с конкретными историческими условиями, ведь ислам распространялся насильственно. Хотя в христианстве тоже было достаточно насилия: вспоминаются инквизиция, крестовые походы. В православии в борьбе с инакомыслием тоже было пролито немало крови.
В настоящее время фундаментализм используется определенными политическими деятелями, террористическими организациями, которые «выхватывают» из контекста Корана лишь воинственные лозунги. Что такое, например, джихад? Дословный перевод – усердие в вере, рвение в деле распространения ислама. Есть большой и малый джихад. Большой – это когда человек стремится к внутреннему самосовершенствованию, борется с пороками внутри себя. Малый – распространение религии вширь.
Ислам – религия откровения и относится к аврамической религии, как иудаизм и христианство. Ислам возник на почве и на базе иудаизма и христианства. В Коране есть разные положения относительно разного рода религий. Например, он отличает людей верных и неверных. К верным относит людей Писания: иудеев и христиан. К неверным – язычников, т. е. многобожников. Как по Корану нужно относиться к людям Писания? Они рассматриваются как люди, которые поначалу шли по верному пути, а потом уклонились, и Коран требует, чтобы они вернулись на правильный путь. Способствовать этому возвращению надо лишь методом убеждения. Но если убедить не удалось, то, как гласит Коран: если они не пойдут на вас войной, то и вы уклонитесь, если пойдут войной, то истребите их.
К язычникам, например, буддистам, индуистам, отношение совершенно иное. Коран призывает и среди них вести пропаганду, но если они противятся – тогда их надо убить, так как они разлагающе действуют на мусульман. То есть, совершенно разная тактика.
Мусульмане обижаются, когда их обвиняют в воинственности, доказывая, что ислам – мирная религия. Это справедливо. Однако утверждать, что абсолютно мирная, было бы неверно, как, впрочем, и по отношению к любой другой религии. Если взять проповеди Иисуса Христа, то на первый взгляд, в них нет насилия. Но в одной проповеди он говорит: я принес не меч, но мир, в другой – принес не мир, но меч.
Все экстремисты, фундаменталисты берут в исламе самые крайние позиции. Хотя в малом джихаде война – это самая крайняя мера, экстремисты используют ее как основную в борьбе против верных и неверных. Хотя по Корану, как было сказано, отношение дифференцировано.
В любой религии есть тенденции к ортодоксии – твердой последовательности, приверженности традициям, фундаментализму – приверженности догмам, и модернизму. Все эти тенденции – способ выживания, распространения своей религии. Очень силен, например, протестантский фундаментализм, есть правые и левые течения в православии. Что касается ислама, то все террористские группы основаны на базе фундаментализма и представляют собой направление, которое можно обозначить одной фразой: назад, ко времени Мухаммеда! Они считают: религия дана Аллахом, поэтому не подлежит изменениям. Язык Корана нельзя переводить на современный. Модернисты же полагают: Коран необходимо переводить. Одно дело – VII век, время написания Корана, совсем другое – ХХI. Мухаммед при создании Корана руководствовался тем временем, в котором жил и решал те политические, экономические и религиозные задачи, которые ставила перед ним страна. Сейчас другое время, и призывы фундаменталистов «Назад, ко времени Мухаммеда!» оборачиваются войной. При этом искажается текст Корана, выхватываются наиболее воинственные лозунги, не учитывается, что Коран предполагает и другие пути разрешения вопросов. Малый джихад фундаменталисты сводят к священной войне против немусульман.
В противодействии экстремизму необходим научный, экономический подход, чтобы определить, кто и насколько предвзято, искаженно, вне контекста использует мусульманские лозунги. Противостоять экстремизму надо со знанием дела, не дожидаться, пока этим займутся правоохранители – они лишь наказывают, а общество обязано предотвратить. Необходимо учитывать, что экстремизму способствуют безработица, социальное неравенство. Поэтому экстремисты ищут своих последователей среди молодых, не совсем образованных парней, тех, кто чувствует себя изгоем. Например – мигрантов. Мусульманская община, умма, в которой очень сильно развиты взаимовыручка и поддержка, должна проводить с этой группой риска всестороннюю работу. И православным разъяснять, что мусульмане – такие же верующие и надо жить дружно. Проблема веротерпимости очень актуальна, о чем говорит конкретный случай экстремистской деятельности. Однако даже священнослужители не понимают всей важности ее разрешения. Один из православных священников заявил, что проблема толерантности не актуальна для Челябинской области. Он не дальновиден, думает только о своей религии и воспринимает мусульманство как соперника. Подобные настроения лишь способствуют экстремизму.
ИРИНА КОРОТКИХ.
P.S. 6 июля искупившие вину бывшие «тахрировцы» вышли на свободу.