В ИНТЕРЕСАХ автолюбителей магнитогорские оценщики договорились о единой методике расчета стоимости восстановительного ремонта автотранспортного средства, побывавшего в ДТП.
Очередное собрание оценщиков, работающих на областном рынке автоэкспертных услуг, которое состоялось в Челябинске в конце июля, неожиданно для многих закончилось конфузом, чем-то отдаленно напоминающим раскол. Камнем преткновения стала методика, по которой эксперты оценивают среднерыночные затраты на восстановление автомобиля иностранного производства, поврежденного в результате аварии на дороге.
По словам магнитогорского автоюриста Владимира Дергунова, с подачи столичных страховых компаний была предпринята попытка утвердить для расчета ущерба использование ряда далеко «не безгрешных» зарубежных программных продуктов. Все они, по мнению Владимира Дергунова, в основном содержат недостоверные и весьма сомнительные сведения. Значения трудоемкостей, указанные в них, занижены и чаще всего не соответствуют действительным затратам времени на ремонт. Кроме того, отсутствуют какие-либо рекомендации по их использованию от зарубежных автопроизводителей. К примеру, нормы времени на выполнение ремонтных работ по автомобилям отечественного производства утверждены и рекомендованы российскими заводами-автопроизводителями, они технически и экономически обоснованы для использования в сфере авторемонтных услуг.
Кроме того, установленная в «буржуйских» программах технология ремонта автомобиля несовершенна и не предусматривает часть работ, например, связанных с устранением перекосов кузова и рихтовочных работ различной сложности. Зарубежная технология предусматривает вместо сложных ремонтов производить замену поврежденных деталей. На практике же экономическая целесообразность чаще всего заставляет россиян реанимировать все, что можно спасти.
С учетом низких норм времени на ремонт автомобиля использование «буржуйских» программ приведет к уменьшению стоимости ущерба, определяемого оценщиками или самими страховыми компаниями, и, как следствие, занижению в целом суммы страховой выплаты. Тогда пострадавшим автовладельцам придется самим доплачивать недостающее для качественного ремонта своего транспортного средства.
Не желая зависеть от областных распрей, 11 ведущих магнитогорских оценщиков, среди которых были представители таких фирм, как «Гарант», «Магнитогорсквнешэкономсервис», «Сертификация», «Независимая оценка», провели свое собрание. В отличие от областных коллег, магнитогорские эксперты подошли к решению проблемы конструктивно, а самое главное – с единым мнением. При расчете стоимости затрат по разборке и сборке деталей они единогласно решили руководствоваться «Сборником нормативов трудоемкостей по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей иностранного производства», разработанным российской фирмой «Прайс-Н» и рекомендованным Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом. Затраты же по самому ремонту автомобиля будут рассчитывать исходя из трудоемкостей, которые установлены ведущим российским автопроизводителем ОАО «АвтоВАЗ». Помимо того, магнитогорские оценщики также утвердили среднерыночную стоимость одного нормо-часа восстановительных работ для разных групп отечественных и зарубежных автомобилей.
Комментируя решения магнитогорских оценщиков, директор цеха кузовного ремонта «М5» Владимир Артюшин отметил, что они приняты исключительно в интересах автовладельцев. Единообразный подход к методике определения затрат на восстановление поврежденного в ДТП автомобиля позволит не только более достоверно устанавливать сумму ущерба, что, безусловно, отразится на полноте страховых выплат, но и уменьшит количество судебных споров. Авторемонтным мастерским это позволит улучшить качество ремонта.
Оригинал протокола собрания магнитогорских экспертов-оценщиков находится у председателя собрания по адресу: улица Московская, д. 5, в цехе кузовного ремонта «М5».