С ВЕСЕННЕЙ оттепелью в городском цирке не стало теплей. Взрослые не спешат сдавать верхнюю одежду в гардероб, с манежа тянет пронизывающим холодом – в Магнитке гастролирует Московский цирк на льду.
До начала представления зрители на ощупь проверяют, настоящее ли покрытие за бортиками. Чтобы превратить манеж в каток, инженеры засыпали его толстым слоем опилок, покрыли защитной пленкой, выложили фреоновые трубки, сверху залили водой. За кулисами видно, как тянется от манежа вдоль коридора цирка длинная труба. На улице она подведена к оборудованию, работающему по принципу холодильника. Раз в две недели лед в цирке «отдыхает»: оттаявшую воду собирают пылесосом и заливают новую площадку. Это необходимо, чтобы обновить покрытие для фигуристов: как бы лед ни зачищали, от трещин и выбоин по-другому не избавиться.
Худрук программы Яна Шевченко несколько лет подряд удивляет избалованных российских и зарубежных зрителей шоу, совместившим фигурное и цирковое искусство. У нее два цирка на льду: один, с белыми медведями, – сейчас в Киеве, другой, с бурыми, – в Магнитке. Яркое представление насыщено номерами: танцы на велосипедах и моноциклах, гимнастика на коньках, сложнейшие комбинации прыжков через скакалку, трюки на ходулях и полеты под купол... И все – на коньках. Даже косолапые мишки на манеж выезжают на лезвиях в специальных ботинках.
Мишки-телепузики
Из ремешков крепления торчит шерсть, верхние лапы перехвачены пестрой жилеткой – перед зрителями Тиня, самый крупный воспитанник Елены и Вадима Кузнецовых. В юбочке и размерами поменьше – его сестра Ляля. На манеже – «Лесная сказка» с Бабой Ягой и Лешим. Вместо калинки-малинки и традиционных народных костюмов – обновленные образы, в паре с мишкой Вадим танцует европейское танго. Однако, как истинному кавалеру, ему приходится не только «вести» партнершу, трогательно склонившую голову на его плечо, но порой и тащить ее на себе и разворачивать, попадая в ритм. Лицом в лицо, как в танго, нельзя – медведь сразу лезет целоваться.
– Когда мы приехали на гастроли в Штаты, – вспоминает дрессировщик, – медведи долго не могли адаптироваться к разнице во времени. На представлении замечаю – Ляля кладет, как и положено, голову на плечо, закрывает глазки и спит...
Кузнецовы «дружат» с медведями 20 лет. Чаще всего медвежат берут из зоопарков. Так случилось с Тиней и Лялей шесть лет назад. Когда Вадим принес домой плюшевых крох, маленькая дочь воскликнула: «Ой, пап! Это ж телепузики!» Тогда мультики про странных неуклюжих героев были популярны среди детворы. Имена мишкам дали, как мультгероям: Тинки-Винки, сокращенно – Тиня, и Ляля. По человеческим меркам медведям-телепузикам сегодня лет 20–25. А вот трехлетка Сеня попал к Кузнецовым по счастливой случайности. Малыша-сироту предложили артистам в Екатеринбурге: его мать застрелили браконьеры. Егеря медвежат забрали, но не знали, куда пристроить. Одному посчастливилось стать артистом.
В полгода Сеня узнал запах манежа – начались первые репетиции, на коньки встал в год. Сейчас Семен отрабатывает хоккейный номер, который еще не включен в программу. На прошлой неделе нападающий давал мастер-класс в «Арене-Металлург», во время встречи нашей команды с московским «Динамо» между периодами Сеня забил два гола в ворота магнитогорских противников. На тренировке у медведя в соперниках его мама Лена, папа Вадим за судью. Медвежонок играет шустро, шайбы то и дело улетают в зрительный зал. Подустав на десятой минуте, он выпускает из когтей клюшку, подвешенную ремнем к шее, и плюхается на мягкую «пятую точку». Серьезных травм, как у фигуристов, у косолапых не бывает: у них есть свои защитные натуральные щитки. Медведи и в природе с деревьев падают – встают, отряхиваются и как ни в чем не бывало бегут дальше. А вот поставить их на коньки – не простая задача.
– Во-первых, три с лишним килограмма коньков на ногах. (Как многие дрессировщики, Кузнецовы воспринимают своих питомцев как партнеров и постоянно путаются в понятиях ноги-лапы, голова-морда.) Второе: когда человек надевает коньки, он сознательно идет на риск и напряжение, а медведи недоумевают – ножки-то уже не шевелятся так свободно, как без коньков. Поэтому мы приучаем их к работе на льду постепенно: сначала учим ходить в легких кроссовках, затем надеваем ботинки без лезвий, далее – коньки... Первый раз на лед выходят – падают, встают – снова падают, потом раз – и поехали. Кстати, когда мы с женой решились на дрессуру на льду, медведи раньше нас встали на коньки. Тогда все внимание было им: поедут – не поедут. Потом уж мы их догоняли. Конечно, не у всех получается... Многое зависит от способностей медведя: есть талантливые, есть бездарные – все, как у людей.
Последнее не про Сеню. Он – подающий надежды артист. Раньше циркового дебюта успел засветиться в кино. Его показывали на этой неделе в «Принцессе цирка». Киносъемки длились день, коньки надевать не пришлось – медведь нужен был для антуража, создавал репетиционную обстановку. Но чтобы сидел спокойно, приходилось подкармливать. К концу съемок печенье – любимое лакомство мишек, которое они получают за работу на манеже, – уже выплевывал. В эпизоде, когда клоун Чпок кормит медвежонка печенькой, Кузнецову приходилось песочный квадратик поливать сгущенкой, чтобы Сеня взял его в рот...
Морские богини, египетские фараонши
Лакомством для других артистов цирка на льду – морских львов – является кусочек свежей рыбы, предпочтительно морской. За него они сделают дрессировщице Светлане Бордодымовой любую стойку, трюк, споют и станцуют.
– Мои умницы! Хорошие дети, любимые дети, – приговаривает Света, давая понять, что добиться результатов в дрессуре можно только любовью.
В отличие от Кузнецовых – потомственных циркачей, вставших на коньки в зрелом возрасте, Светлана пришла в цирк из фигурного катания. С трех с половиной лет она на коньках, в балет на льду попала мастером спорта. Но недолго продлились Светины гастроли – девять лет замужества, двое детей и спокойная семейная жизнь без катания. Только когда брала в руки коньки – хотелось плакать. В 2002-м Яна Шевченко набирала артистов в цирк на льду, и Светлана продолжила работать балетмейстером. Это в ее исполнении зрители с замиранием сердца следят за танцем воздушного облака на эквилибрических ходулях, приподнимающих фигуристку над ареной на полметра. Любой цирковой номер на коньках, исполненный на тринадцатиметровом манеже, – большой риск для артистов. После огромных катков Ледовых дворцов фигуристам сложно раскататься на маленьком пятачке, да еще на скорости и с поддержками. Ходули – риск вдвойне: здесь последствия травм могут быть непредсказуемыми, да и после падения с таких «коньков» самостоятельно не встанешь. Но она сделала этот номер. А потом ее заинтересовала дрессура. Начала с голубей, два года назад попробовала с морскими львами.
– Меня всегда тянуло именно к ним, а не к медведям, собакам, кошкам, – говорит Светлана. – Когда привезли морских львов, с замиранием сердца проходила мимо бассейна, полгода мне снились эти животные. Решилась. С Шариком было проще: трехлетний морской львенок и сейчас – самый шустрый, молодой и любвеобильный. Он еще подросток, с несформировавшимся характером, потому горяч и доверчив, позволяет не только мне ласкать его. Зато импульсивно-эмоциональная Ветта с первого же дня смотрела косо, увидев во мне соперницу. В течение месяца ей одной я говорила, какая она любимая, дорогая, лучшая: морские львы очень хорошо чувствуют интонацию и тембр голоса. Следующий месяц пищу Ветта получала только из моих рук и через четыре недели уже бегала за мной, как собачонка.
Светлана и сейчас называет ее богиней. Та, услышав комплимент, томно прикрывает глаза, слегка поворачивая голову назад: «Говори, я слушаю, говори!» А независимую Лялю дрессировщица называет «моя Нефертити»: и череп у нее необычной формы, и посадка головы, как у царицы, и когда она чешется – грациозно вытягивает шею, как египетская кошка...
Самое сложное в работе, признается Бордодымова, – равномерно разделить любовь на троих. Тогда ее морские дети сделают все, что Светлана попросит. Была б возможность – и коньки бы надели.