Это еще что! Недавно я видела, как эти книги ребята «интерпретируют». Представьте, выходит к доске ученица и чертит в системе координат фигуру, похожую на солнце, по ходу доказывая, что именно так выглядит Чацкий в комедии Грибоедова. «Он напоминает взрыв, раздражитель, на который нельзя смотреть спокойно», – поясняет она. Следом появляется графический портрет Евгения Онегина в виде стремящейся вверх стрелы, расположенной между осью времени и осью… нравственности. Аферист из «Мертвых душ» занимает сразу два графика: чем глубже в моральную пропасть стремится душа, тем выше карьерный взлет самого Чичикова.
По мнению учителя русского языка и литературы Людмилы Братцевой, талант педагога заключается в умении найти общий язык с детьми. И если в математической «обработке» литература ребятам ближе, то пусть они бьются за правильность своих гипотез и точное знание художественного текста. Зато на уроках «литераматики» учащиеся многопрофильного лицея при МГТУ не просто читают, но делают это вдумчиво и критично.
Признаться, в лицей я направилась не случайно, а с корыстной целью: убедиться, что литература для школьников потеряна не навсегда. Когда-то, будучи ученицей Людмилы Александровны, я тоже заражалась книжным азартом, в школе начитала столько, что хватило на диплом филолога.
– Разве можно не читать? Ведь книга дает повод обратиться к тайникам собственной души, – удивляется учитель. – Ребенку не везет в одном случае: если в школе с него требуют ответы на надуманные вопросы. Все, что приходит из чужой головы, вызывает у детей недоверие, поэтому с учебником мы работаем очень осторожно.
Особый стиль уроков, логически стройных и эмоциональных, исходит от Людмилы Александровны. В детстве она готовилась стать пианисткой, но, как это бывает, «переиграла» руки. От мечты стать музыкантом пришлось отказаться, но чуткое восприятие мира, поиск гармонии и глубины в нем остались навсегда. В лицей при МГТУ она пришла с 23-летним педагогическим стажем и огромной копилкой наград за научную работу учащихся. Опыт подсказал ей, что путь к сердцу подростков лежит через их эмоции. А какие эмоции в семнадцать лет самые сильные? Обостренное чувство справедливости, поиск своего места в мире и, конечно, чувства, рожденные взаимоотношениями полов. На своих уроках Людмила Александровна, как музыкант-виртуоз, перебирает лады и слушает звучание струн детских душ.
– Как только ребята «примеряют» на себя образ Онегина или Раскольникова, начинаются настоящие баталии. Способ мировосприятия старшеклассников – это бесконечная дискуссия с миром, даже с самим собой, и наши занятия проходят в форме полилога: каждый может самовыразиться, сказать о том, что наболело, жжет душу. В этом году один наш талантливый математик-философ даже разработал теорию, сравнивая героиню М. Горького Изергиль с персонажами «Ночного дозора» С. Лукьяненко. Так мы учимся говорить и писать, – рассказывает педагог.
«Учимся» – потому что в лицейские классы приходят одаренные математики, большинство из которых, увы, с трудом складывают слова в предложения. Преподавать гуманитарные дисциплины в лицее физико-математической направленности – дело, по сути, неблагодарное. Юные гении убеждены, что умение выражать свои мысли вслух или на бумаге – предрассудок прошлого, а в век информационных технологий достаточно умения составить SMS и компьютерную программу. В ответ Людмила Александровна предлагает написать лирическую миниатюру. Первые литературные опыты она не оценивает, ребята сами сравнивают их с текстами И. Тургенева или И. Бунина. Когда входят во вкус, пишут вторую редакцию сочинения, затем третью. «Толстой двадцать раз правил свой роман, вы не лучше и не хуже писателя», – подбадривает их педагог. И получает в награду признание в детской тетради: «Слово дано человеку, животным – немота». Так на уроке создается обстановка творческого поиска, в котором учитель и ученики становятся сотворцами.
– Здесь важна не отметка, а так называемый индекс развития ученика. Как учитель русского языка, я за пять ошибок должна поставить двойку. Но если прежде ребенок допускал 25 ошибок, то теперь заслуживает четверки, – убеждена Людмила Братцева. – А вот поленившемуся отличнику не вредно иной раз и нолик вместо оценки «нарисовать».
Довольно долго приходится отучать ребят от бездумного копирования ресурсов Интернета, но зато, повзрослев, они стремятся к оригинальности. Например, вместо сочинения пишут письмо литературному герою. Архив школьных работ Людмила Александровна собирает уже несколько лет, лелея мысль выпустить лицейский сборник сочинений. А ребята вновь и вновь радуют своими изобретениями.
– Как-то даю задание, а один ученик хитро так спрашивает: сообщение можно подготовить в любом формате? – рассказывает она. – И приносит шикарную мультимедийную презентацию по творчеству А. Ахматовой. Теперь проектор на уроке – дело обычное, тем более, что информатика для ребят – родная стихия. В ход идут иллюстрации, музыка, цитаты из книг. Обращение к документам делает эпоху зримой, а писателя – живым.
Она демонстрирует на мониторе собственный проект по творчеству М. Булгакова. На первом же слайде изображена потрясающая картинка: горящая и несгораемая рукопись. Есть здесь и забавные фотографии лестничной площадки знаменитой «нехорошей» квартиры № 50, которая в наше время стала местом паломничества адептов молодежных субкультур.
В условиях профильного обучения и тестового «синдрома» образования заронить в умах подростков любопытство к живой книге непросто. В ход идут и пиар-уловки. К примеру, останавливая очередной горячий спор, учитель обещает: «К этому вопросу мы вернемся позже, при изучении творчества Булгакова…» И ребята с нетерпением ждут Булгакова, как до этого ждали Достоевского и Толстого.
Сама Людмила Александровна отдает предпочтение классикам XIX века, которых не устает перечитывать, всякий раз понимая, что прочитала еще не все. И каждая встреча с книгой подсказывает новые идеи к урокам. Своими «прозрениями» в виде методических разработок она делится с учителями России на фестивале педагогических идей «Открытый урок», организованном издательским домом «Первое сентября», в газете «Литература», на научных конференциях. Ярким событием в жизни лицея стало приобщение ребят к решению нетрадиционных лингвистических задач в рамках международного конкурса-игры «Русский медвежонок – языкознание для всех». Именно Людмила Братцева возглавила «медвежат» из многих школ города.
Не удивительно, что сорока минут урока лицеистам не хватает. Диалоги из школьного класса плавно перетекают в коридор и на улицу, продолжаются в Интернете. Людмила Александровна с улыбкой вспоминает, что с первых дней педагогической работы общение с учениками стенами школы не ограничивалось. Еще в шахтерском поселке Рудничное, где выпускница пединститута работала по распределению, свою признательность старшеклассники выражали очень своеобразно.
– Там были странные традиции, – вспоминает она. – В ночь на Рождество молодые ребята всячески обозначали дома, где живут незамужние девушки. Чаще всего просто заваливали снегом ворота: чем выше сугроб, тем ценнее кадр. Общежитие тогда закрыли на ремонт, и мы с подругой жили в школьной квартире директора. И вот, собираясь утром на работу, понимаем, что входная дверь завалена снегом и залита водой. Окно заблокировано тем же способом. Пришлось включать смекалку.
Минувшие с тех пор тридцать лет в ущерб популярности преподавателя не пошли. Правда, сегодняшние школяры выбирают более цивилизованное общение по электронной почте. Вместо того чтобы тратить время на болтовню где-нибудь в чате, они шлют объемные письма Людмиле Александровне: делятся проблемами и идеями, просят дать отзыв на стихотворение или рассказ. И поскольку в полку выпускников с каждым годом прибывает, пустовать почтовому ящику не приходится.
«Здравствуйте! Я рассказ написала, зацените, пожалуйста»; «Сегодня последний срок сдачи сочинения. Время одиннадцать – кажется, успела!»; «Нет, все-таки не согласен я ни с вами, ни с Федором Михайловичем…» – пестрят заголовки посланий. Каждое из них рождает в учителе гордость за ищущих и неравнодушных ребят, «технарей», которых она научила большому искусству читать и говорить.