ЭТО БЫЛА ПЕРВАЯ запись первой программы третьего сезона телепроекта канала «Россия» «Танцы со звездами» – и нам удалось побывать на ней.
Не поверите: искусство развивается в огромном ангаре с жуткими серыми воротами – как в военное время, они словно забиты чернеющими железными пластинами. Сразу же бросаются в глаза роскошные автомобили, припаркованные внутри дворика, – вот на «Порш Кайен» подъехала участница шоу Лера Кудрявцева, через некоторые время на «Лэнд Крузере» прибыла участница «Танцев на льду», а нынче гостья проекта Юля Ковальчук – она только что вышла из состава группы «Блестящие» и начала сольное творчество. Но вернемся к съемкам.
Как нам пояснила пресс-секретарь канала «Россия» Ирада Петрова, ангар этот – бывший авиационный завод, на нем когда-то выпускали легендарные ЯКи. Теперь это территория телеканала: громадное помещение разделено на несколько павильонов, в каждом ведутся съемки «Танцев со звездами», «Субботнего вечера» и других проектов.
Итак, традиционное очень компактное помещение, которое на экране выглядит просто громадным, – на самом деле здесь даже танцорам лишний раз ногой не махнуть. Розово-фиолетовое освещение, по бокам трибуны для зрителей, на полу – столики для VIP-гостей, сверху – как бы подвесные скамеечки для зрителей с улицы – а они действительно с улицы, отстояв очередь, были проведены внутрь. По-моему, им должно быть жутко неудобно – трибуны узкие, поэтому сидеть приходится исключительно прямо. На столиках внизу установлено шампанское – настоящее, не бутафорское. Невидимый голос, увидев, что гости принялись активно открывать бутылки, громко предупреждает: «Господа, пейте шампанское, но имейте в виду: одна бутылка – на весь вечер, так что для съемок бокалы должны быть наполнены хотя бы наполовину».
Юля Ковальчук сидит прямо передо мной – в ожидании начала съемок мы сначала перебросились парой фраз, а затем сделали полноценное интервью – скоро мы опубликуем его в «ММ». Здесь приведу лишь отрывок, посвященный «Танцам»:
– Я участвовала в проекте «России» «Танцы на льду»… Конечно, очень хотелось бы и потанцевать, но, считаю, это будет несправедливо – я все-таки профессиональный хореограф. Хотя, судя по уровню участников этого проекта, я могла бы заявиться – здесь есть девочки, которые совсем не умеют танцевать – это их первый опыт, но есть практически профессионалы: и в детстве занимались, и в актерских институтах специальные курсы проходили. Конечно, это выглядит эффектно, но я считаю, что все участники должны находиться в равных условиях…
Поговорив с певицей, я попыталась договориться о подходе к звездам – участникам проекта – во время съемок. Но то ли из-за того, что проект только стартовал, то ли по каким другим причинам прессу в этот раз за кулисы не пускали – нам выделили целую скамейку возле телекамер напротив ведущих. Таким образом, мы сидели почти так же, как зрители, и, в отличие от «Двух звезд», видели не изнанку процесса, а его лицо. Правда, не причесанное для телеэфира, а потому тоже изобилующее неизвестными телезрителям подробностями.
Начнем с того, что запись проекта ведется не сразу по несколько программ, а как положено: раз в неделю – один выпуск. А потом зрители действительно честно голосуют за понравившуюся пару. Соревнования танцоров тоже честные: если пара ошиблась – съемки не останавливают, а жюри справедливо выставляет оценки, учитывая все промахи. «Ну, конечно, бывают исключения, – доверительно шепчет мне Ирада. – Например, если у танцовщицы лямка на платье порвалась, то, разумеется, съемки тут же будут остановлены». Съемки проходят очень долго, причем сцены записывают вовсе не в том порядке, какой мы видим потом на экране. Таким образом, приехав на проект где-то около четырех часов дня, покинули мы его ближе к полуночи – и съемки еще не закончились.
Начинается все с записи аплодисментов: подвешенная камера под самым потолком довольно стремительно скользит вдоль трибун, на которых зрители, постоянно подбадриваемые все тем же невидимым голосом, аплодируют со счастливыми лицами. Один дубль, два, три… Затем очередь рекламы. Ее обычно объявляет ведущая проекта Анастасия Заворотнюк. И здесь начинается целая эпопея с «таблеткой». Помните, когда ведущие объявляют рекламу, это на экранах подается как бы сверху? А в центре зала на полу будто бы нарисован огромный круг с надписью Avon – спонсора программы? Вот этот Avon и есть «таблетка»: складывая полукругом, ее то приносят, то уносят два специально обученных молодых человека. Сколько в течение одной программы рекламных включений – шесть или семь. Вот ровно столько раз для записи объявления рекламы «таблетку» приносили в зал и ровно столько же каждый раз уносили, когда записывали выход с рекламы и возвращение в студию – если вы заметили, на те моменты на полу в студии ничего нет. Почему бы не записать сначала все сцены с «таблеткой», а потом – сразу все без нее, чтобы не мучить юношей? – задалась было я вопросом. Но он как-то сам собой рассосался: профессионалам виднее. Час, полтора, два, два с половиной… Кажется, это не закончится никогда – так же, как зрители ненавидят рекламу, мы стали ненавидеть съемки ее объявления. Но вот, наконец, все закончилось. Затем – за два дубля записана песня ведущих про «журчат ручьи» и на паркет выходят участники проекта.
Точнее, участницы: вы, конечно, уже отметили, что третий сезон пригласил из мира звезд только девушек. На ком хочется остановиться особо: Алика Смехова – родив пару месяцев назад второго ребенка, она в рекордные сроки пришла в форму – стала выглядеть, на мой взгляд, еще более эффектно. Татьяна Лазарева – ей с ее ростом метр восемьдесят с трудом подобрали партнера – самого высокого дали. И он, тем не менее, был ниже ее на полголовы – это раз. Второе – кажется, что она совершенно не умеет танцевать: какая-то неуклюжая, что ли… Но как же много в ней обаяния! Спускаясь с лестницы, она и ножкой махнула, – народ ахнул от такой раскованности, – и ручкой зрителям помахала, и воздушный поцелуй жюри послала – словом, умница. Остальные – тоже просто красавицы. Еще один немаловажный момент – пары подобраны просто на загляденье. Партнеры смотрятся рядом с партнершами настолько гармонично, что мужьям участниц, думаю, пришлось пережить не один неприятный укол ревности. Это шутка, разумеется.
Итак, начались соревнования – с первыми промахами и потными от волнения ладошками, с первыми обидами на выпады жюри, которое, кстати, в этот раз было весьма благосклонно – но вы и сами все это видели. А мне было очень интересно поговорить с одним из организаторов проекта. И Ирада познакомила меня с продюсером телеканала «Россия» Искендером Хакимовым.
– Ваш проект выходит уже третий сезон подряд. Если честно, я была уверена, что это уже поднаскучило зрителям – тем более, формат не меняется и даже ведущие те же. Чем обусловлено такое долгожительство телешоу?
– Популярностью. Согласитесь, было бы странно убивать курицу, несущую золотые яйца, в данном случае – зрительские симпатии.
– Вы отслеживали колебания рейтинга этого проекта?
– Да, конечно. Дело в том, что мы не так давно перешли на новую панель отслеживания рейтинга. Попробую объяснить на пальцах: панель – это количество так называемых домохозяйств, которые в один и тот же день и час смотрят телевизор. Раньше мы брали за выборку полторы тысячи таких домохозяйств (ну, с небольшой натяжкой их можно назвать семьями), и из полутора тысяч на «Танцы со звездами» приходилась доля порядка 35, а то и 40. Теперь мы берем за выборку две с половиной тысячи домохозяйств, и рейтинг наш составляет 17–20.
– Учитывая, что в самые свои золотые времена КВН на Первом имел рейтинг 20, вы достигли блестящих показателей! А почему в этот раз представителями шоу-бизнеса в проекте стали исключительно дамы?
– Опыт. Во-первых, в шоу-бизнесе, как вы говорите, у нас очень яркие, самобытные девушки, к тому же, блистающие разными талантами. Девушки более серьезно относятся к участию в теле-шоу – они и готовятся тщательнее, и переживают, волнуются больше. Как следствие – победительницами каждый раз становились именно женщины: в первом сезоне первой стала телеведущая канала «Россия» Мария Ситтель со своим партнером, во втором – актриса Аня Снаткина. И в этот раз мы дали возможность участницам сразиться с достойными соперниками.
– Я заметила, что участники в парах как нельзя подходят друг другу – прямо хоть под венец, честное слово!
– ( Смеется ). На самом деле это был очень долгий, по-киношному серьезный кастинг. Генеральным продюсером нашего телеканала работает замечательный человек, который сам вышел из мира кино. Поэтому ко всем телепроектам он стал подходить по-кинематографически основательно – и к подборке партнеров, в частности. Так что первым делом мы смотрели, как пары будут внешне сочетаться друг с другом. А насчет венца… О нас уже говорят, что мы своими проектами работаем в каком-то роде сводниками.
– Ну, судя по нашумевшей истории любви Оксаны Федоровой и ее партнера в вашем проекте, так оно и есть.
– Да, и не только это – буквально пару недель назад (съемки проходили 7 марта – Прим. авт. ) состоялась свадьба участников нашего проекта «Танцы на льду» Марины Анисиной и Никиты Джигурды, которые были сначала телепарой, а теперь стали парой супружеской.
– Вернемся к традиционности «Танцев со звездами»: неужели проект настолько хорош и самодостаточен, что не требует никаких изменений формата?
– Дело в том, что мы работаем по лицензии. Мы серьезная телекомпания, являемся действительным членом Европейского союза вещателей, поэтому сразу же купили лицензию на эту программу у американской телекомпании ВВС, на которой подобный проект существует уже пять сезонов.
– Да, мне говорила об этом участница первого сезона «Танцев со звездами» Настя Сидоран, танцевавшая с Антоном Макарским.
– Да, поэтому мы можем, конечно же, изменить что-то внутри проекта, но все это должно быть согласовано с американцами, у которых весьма суровые правила к соблюдению рамок формата.
– И при всем этом могу сказать, что ваш проект получился очень русским – душевным, добрым…
– Объясню: если вы возьмете, к примеру, не совсем русскую картошку фри и просто перемелете ее на мясорубке, то получится вполне русское картофельное пюре. Взяв за основу американский проект, мы перевели его в область русской душевности. У них другой менталитет, они по-другому устроены – их интересует техническая сторона вопроса, а нас – душа. Поэтому американцы оценивают прежде всего па, а мы – артистизм. Наши зрители с огромным интересом наблюдают за отношениями в паре. Мы ведь все выросли на Чехове, Достоевском и Толстом – а классики беспокоились, прежде всего, о душе.
– Говорят, что каждый руководитель сознательно или подсознательно развивает в своей компании отрасль, интересную ему самому. В частности, почему вы принесли в Россию именно «Танцы со звездами», а не футбол, хоккей со звездами – потому что кто-то из руководства телеканала увлекается этим видом спорта?
– ( Смеется ). На самом деле мы не купили хоккей со звездами, потому что не нашли формата реалити-шоу с подобными видами спорта – а так бы с удовольствием занялись и этим. А простой трансляцией матчей занимаются наши коллеги с телеканала «Спорт». Другое дело, что бальными танцами мы действительно стали интересоваться – во всяком случае, насколько я знаю, сотрудники телеканала, работающие на этом проекте, теперь очень серьезно настроены отдать в бальные танцы своих детей. Ну, что вы хотите: этот спорт очень красив, ярок – как им можно не заразиться!
– Хотите, я подскажу вам еще одно обновление в следующем сезоне: поставьте на паркет Настю Заворотнюк – возможно, даже в паре с Юрием Николаевым!
– ( Смеется ). Знаете, боюсь, Настя уже умеет и без нас неплохо танцевать – как и стоять на коньках, собственно… Она уже три сезона отвела! А если серьезно, то мы очень рады, что с нашей помощью и благодаря Юрию Николаеву, этому мэтру телевидения, Настя освоила еще одну профессию – телеведущего. И, думаю, у нее это получается не хуже, чем быть актрисой.
– Вы не поддались на провокацию: я в своем вопросе намекала, будет ли четвертый сезон «Танцев»?
– ( Смеется ). Не могу вам пока этого сказать.