С момента вступления в силу закона об обязательном страховании автогражданской ответственности не утихают споры. Поначалу многие автомобилисты восприняли новый закон в штыки, полагая, что это лишь новый узаконенный побор государственного масштаба. Однако теперь мало кто сомневается в необходимости подобного закона, во многом упростившего отношения «виновник–пострадавший» на дороге в случае ДТП. Однако очевидно и несовершенство закона, оставляющее лазейки для махинаций как стороны недобросовестных автовладельцев, так и нечистоплотных страховщиков. Налицо и несуразности: если неопытный водитель два раза поцарапает бампер другой машины, то на следующий год он заплатит за полис вдвое больше, чем в предыдущем. И в результате переплатит за страховку в последующие годы намного больше, чем реально стоило отремонтировать эти царапины.
Во многом обоснованы и претензии страховщиков. К примеру, не отработана система «бонус-малус». В прошлом году по этому поводу мы разговаривали с руководителем магнитогорской страховой компании «СКМ», который рассказал, что многие водители, став виновниками ДТП, при заключении очередного договора ОСАГО меняют страховщика, пытаясь избежать дополнительной платы за «аварийное прошлое». Отмечают, что подобные водители составляют устойчивую касту, и далеко не все страховые компании взаимодействуют друг с другом, выявляя «перебежчиков» и выводя их на чистую воду. С другой стороны, скидка за безаварийную езду ничтожна – три-пять процентов от стоимости полиса. Она накапливается с каждым годом, но при смене автомобиля «сгорает». Это тоже один из феноменов нашего закона, гласящего, что страхуем мы свою ответственность, а не конкретный автомобиль.
Вне всякой критики тарифы ОСАГО, по сути, лишившие возможности ездить на своих стареньких автомобилях пенсионеров и ветеранов – стоимость страхового полиса для многих оказалась просто неподъемной. Словом, законодателю есть над чем работать, но хотелось бы, чтобы закон отшлифовали как можно скорее, учитывая интересы рядовых автовладельцев.
Безусловно, большинство водителей не знакомы с многочисленными нюансами, возникающими после наступления страхового случая. Случается, что поводом для конфликтов после ДТП становится элементарное нежелание страховой компании сполна возместить ущерб, понесенный в аварии ее клиентом.
Вот реальный случай, произошедший с моим хорошим знакомым: в его «ВАЗ-21099», нарушив правило очередности проезда перекрестка, на приличной скорости врезалась вазовская «десятка». Удар был сильный и пришелся в район задней правой колесной арки. Нарушитель свою вину не отрицал, на место вызвали сотрудников ГАИ, надлежащим образом оформивших происшествие. Трудности начались с момента оценки ущерба, нанесенного автомобилю моего приятеля. Застрахован он в магнитогорском филиале очень известной компании федерального масштаба, что предполагало быстрое решение проблемы. Не тут-то было: рекомендованный этой компанией независимый эксперт-оценщик попросту отказался выполнить свою работу, причем отказ мотивировал весьма невнятно. Компания отослала пострадавшего к другому эксперту, тоже именующему себя «независимым». Ежу понятно, что мой приятель заехал в несколько мастерских, чтобы прицениться относительно стоимости ремонта.
Сумма получалась немалая – минимум 14 тысяч рублей, из них 11 тысяч – только за работу, остальное – запчасти, расходные материалы. Однако оценщик посчитал намного меньше, что, безусловно, не устроило клиента. Кроме того, оценщик рекомендовал мастерскую, где якобы за нарисованную им сумму приведут машину в полный порядок. Приятель мой заглянул в эту мастерскую и с удивлением обнаружил, что там даже нет покрасочной камеры… Сразу стал ясен уровень квалификации ее работников.
Я стал свидетелем второго разговора с «независимым» экспертом – зеленым пареньком, однако довольно напористого. Беседа протекала в резких тонах, но поразило то, что пострадавший в ДТП оперировал конкретными цифрами, аргументами, ссылаясь на нормативные акты, инструкции. В ответ – несуразное «не буду», «не стану пересчитывать», «не согласны – идите к другому»… Словом, детский сад. Поразило и то, что среднерегиональные расценки на ремонтные работы, на основании которых эксперты и считают сумму компенсации, оказались тайной за семью печатями. А их должен знать любой автовладелец, чтобы исключить произвол по отношению к себе. Юнец-эксперт на просьбы показать их, коли не удосужился вывесить в своем кабинете на видное место, твердо произнес: «Они у меня дома»… Короче, компетентность этого «эксперта» налицо.
Отказавшись от его услуг, мой приятель приехал в свою страховую компанию, чтобы сообщить, что оценка ущерба и стоимости ремонта до сих пор не определены. В этом случае страховщик обязан найти другого эксперта, а если не получилось – пострадавший может найти оценщика сам, а страховая компания оплатить его услуги. Но специалист этой крупнейшей федеральной компании был настолько занят, что смог уделить своему клиенту всего несколько секунд.
Эта история еще не закончилась и, скорее всего, продолжится уже в суде, где мой друг намерен отстаивать свои права. Для этого, правда, надо обладать не только крепкими нервами, но и свободным временем, чего у многих сограждан попросту недостаточно. Получается: на нашей беспринципности, привычке после мытарств по кабинетам махнуть на все рукой и довольствоваться малым, наживаются нечистоплотные страховщики и разнообразные «независимые» эксперты.
В кулуарных разговорах специалисты, завязанные в страховом бизнесе, признают, что оценка ущерба происходит не так уж «независимо». Сплошь и рядом рядовые автовладельцы получают сумму, которой хватит на половину ремонта. Аргумент абсурдный: «Ваш автомобиль далеко не новый, мы не станем возмещать вам стоимость новых деталей». И это при том, что чем старше автомобиль, тем дороже ремонтные работы.
Очень часто пострадавшие в авариях жалуются и на нарушение определенных законом сроков выплат – они должны быть произведены в течение пятнадцати дней. Хотя многие страховщики лишь после истечения этого срока и бесконечных звонков клиента начинают шевелиться…
Вот такой он, ОСАГО, задуманный здраво, но реализованный отвратительно. Впрочем, законы последних лет, рекламируемые как благо, все из порядка недоделанных и недодуманных. Их положительные моменты работают далеко не на простых смертных, а на тех, кто по социальному статусу и толщине кошелька частенько вообще плюет на какие бы то ни было законы.
Фото с сайта www.photosight.ru