«ПОЛОВОДЬЕ» повзрослело на глазах. Его «отец» Макс Черницов еще помнит, как семь лет назад фестиваль начинался с заросших кустами ступеней за Дворцом культуры металлургов имени Орджоникидзе.
Участников и зрителей – человек двести, вместо подиума – ступени, с которых Макс сам убирал стекла и мусор, чтобы модели не поранились. А нынче «Половодье» в шаге от статусности российского масштаба. В жюри, кроме Черницова – а он сам уже фигура! – VIP-персоны от мира моды: стилист Ксении Собчак Александр Цхварадзе и Егор Зайцев – он председательствует в жюри. И административный ресурс мэрии, взявшей фестиваль под крыло, сказался на зависть. «Половодье» обеспечено аппаратурой, а значит, звуком, светом и трансляцией на уличные мониторы, не говоря уже об освещении в СМИ, распутывании организационных проволочек и предоставлении престижной открытой площадки – фонтана перед мэрией.
В самом мире «Половодья», в этом году носящем подзаголовок «Сопромат», – качественные изменения. Посолиднела география: кроме Магнитки – Москва, Питер, Челябинск, Самара, Миасс. В армии союзников появилась новая политическая сила – «молодогвардейцы». И – новость: «Половодье» уже не фестиваль моды и музыки. В статусном названии осталась только «мода». Организаторы отказались даже от живого исполнения: иные магнитогорские группы, уже прибывшие на фестиваль с инструментами, были извещены о том, что их в списках нет, и даже легендарный «Бен Ганн», неоднократно обещанный на протяжении праздника, не взошел на подиум. По минимуму был заявлен и боди-арт, лишь элементами проявил себя перформанс. Отказавшись от разнообразия жанров, фестиваль углубился в фэшн, и здесь превзошел самого себя.
Задал тон Егор Зайцев с коллекцией Who-Yegor, благосклонно принятой зрителями: модели дефилировали в одежде из волочащихся и развевающихся пестрых жгутов. Впору было вспомнить откровения Егора на пресс-конференции: «Мода – это когда непонятно» и «Отец настаивает перейти на продаваемые модели – а я ему: «Ты в шестидесятые, когда создавал имя, об этом думал?» Жаль, у поклонников не было возможности подискутировать с Зайцевым – его выхода на поклон, конечно, не хватило. Разве что магнитогорским байкерам, присутствовавшим в группе поддержки, больше повезло на личную встречу и общение с московским «Ночным волком».
Вообще, фэшн-персоны, как и положено редким гостям, оставили хорошее ощущение недосказанности. Макс Черницов привез вполне коммерческую спортивную коллекцию «Рыбак и его куколка». Александр Петлюра оправдал ожидания ностальгирующего поколения: предъявил ироничный комплект образов военной поры – разведчики и шпионы, радистки и сотрудницы гестапо, свои и враги. И все в любимом цвете – категорически красном или радикально черном. А еще «Семнадцать весен» под музыку из «Штирлица»: Мисс Испания-36, Мисс Будапешт-56, Мисс Куба-61, а за ними Чечня, Камбоджа, Никарагуа, Афганистан разных лет. Тоже не без иронии – все девушки в неотличимых прозаичных халатах, и разве что пилотка, косынка или соломенная шляпа отсылают к географии страны. Домохозяйка у плиты с грузом тяжких мыслей и страха – сильный аргумент против войны.
К сожалению, гости с именами в мире моды предъявили не все карты. Не привез шелковую коллекцию Макс Черницов – шелк трудно гладить. Петлюра не представил один интересный образ: не смог найти возрастную модель – такую, чтобы судьба на лице читалась.
А в общем, из «Половодья» получился очень жизнерадостный показ. Куда делись мрачные предсказания футуристов и подростковые протестные настроения прежних лет? Против обыкновения даже Рита Петренко, прежде неизменно представлявшая мрачные перформансы и коллекции, вывела на суд публики бодрую «Очень женскую коллекцию». Порадовали свежими идеями и яркими красками коллекции Ольги Черниковой, Ларисы Волковой, Юлии Решетовой, пончо-дуэта Веры Кабировой и Надежды Синенковой. Насмешливость била через край: творческая группа «АЛО» распоясалась до «Антигламура» – десанта моделей с портретами любимцев публики вместо собственных лиц. И прошлись по подиуму Рената Литвинова, Макс Черницов, Жанна Фриске и прочие звезды с обвислыми задами, в дурацких мехах, а главное, с понтами во всем облике. Незло, но сочно. Зрители одобрили идею овациями.
Как создавался этот позитивный настрой, куда делись разительные контрасты качества прежних лет, когда профессионалы выступали вперемешку с бесперспективной самодеятельностью, на пользу фестивалю крен в сторону ужесточения отбора или налицо явная потеря – Магнитке еще предстоит оценить. Пока о многом приходится судить по обмолвкам и эпизодам.
Лия Кинибаева, «мама» фестиваля, после показа радовалась: нынешнее «Половодье» реабилитировало все промахи прошлых лет. «Родительское» стремление к совершенствованию детища понятно. Но Лия рассказывает и о том, что была против участия в нем некоторых дизайнеров – их спасло только заступничество Егора Зайцева: «Пусть пробуют». Вероятно, отбор был и в прежние сезоны, но тогда оргкомитет заявлял о праве каждого на старт. А нынче не стал случайностью короткий скандал «Половодья», большая часть которого, как водится, разыгралась в закулисье. Бывалые люди предрекали его еще в первые час-полтора. Модели на длиннющем подиуме дефилировали по одной – максимум по двое. Из-за расстояния и обилия голов их можно было разглядеть лишь на коротких отрезках пространства, и медлительность заметно смазывала образы, а время шло.
– Сколько можно наступать на одни и те же грабли? – ворчали «старики». – Они сейчас еле двигаются, а после кому-то времени не хватит.
Не хватило его, по-видимому, на обещанное дефиле городских «VIPов» от мэра до шоумэна Олега Садкеева. Свернули, едва начав, и показ коллекции дуэта «ЛИСН» «Рождение Венеры». Ведущий Александр Яковлев попросту попросил моделей вернуться «по-хорошему». Пока следом демонстрировали коллекцию Петлюры, в напряженной атмосфере уже летел шепоток: «Дизайнер разрыдалась – полгода работы, сложный пошив, натуральный шелк, пятьдесят тысяч только за ткань».
В социологии слухи называют слабым сигналом. Похоже, он был услышан. Макс Черницов с великодушием состоявшегося мастера вывел на подиум автора, коллекцию «повторили» – извинения как будто состоялись и были приняты. Жюри, присудившее гран-при Бахтияру Ильдинбаеву и Ольге Горшковой за «Мужской день», отметило и «Рождение Венеры». Но – «осадок остался».
Будь «Половодье» прежним, из низов, такие истории могли стоить ему бесславного конца. Но он уже другой – светский: грамотно организованный, со строгим отбором, именами. А светскому мероприятию скандал, пожалуй, к лицу. Здравствуй, новое «Половодье»»! Прежнее, наивное, прощай!