ПЕРВЫЕ УРОКИ любви к себе, как одному из венцов божьего творения, я получила от маленьких испанок. Было это еще во времена существования международного пионерского лагеря «Артек», в котором мне, тогда студентке пединститута, посчастливилось работать пионервожатой во время летних каникул. Выполняя приказ директора лагеря, мы перетряхивали чемоданы закордонных бойскаутов, возрастом постарше наших призывников, на предмет поиска и изъятия презервативов и противозачаточных средств. Руководство при этом грозило, что за каждую беременность наших подопечных мы, вожатые, головой ответим.
Для меня до сих пор остается загадкой, почему лагерное начальство избрало именно такой метод борьбы с «пионерской» беременностью, между прочим, чреватой международным скандалом. Видно, полагало, что без контрацепции верзилы-бойскауты и думать забудут о сексе. Как бы не так. Каждую ночь мы шугали влюбленных чужих пионеров с верхней веранды и вытаскивали парочки из лавровых зарослей.
Коллеги со стажем просвещали, советовали, обучали меня, «зеленую» вожатую, приемам наружного наблюдения за «импортными» пионерами. Наказы опытных я мотала на ус, но в душе тихо радовалась несказанному везению: в моем отряде было несколько милых девочек-испанок, самой старшей из которых едва минуло 12 лет. Но в первый же сон-час коварные капиталистки нанесли сокрушительный удар по дисциплинарным показателям отряда. Четыре подушки четырех дочерей Испании валялись на полу. Смоляные гривы, рассыпаясь по краям кроватей, ниспадали до полу. Разборки с переводчиком прояснили саботаж иностранных малолеток: оказалось, так заботятся о красоте волос все знойные испанки. Советские девчонки на эти буржуйские замашки лишь стервозно улыбались. Такой пример любви и заботы о себе даже во время сна тогда поверг меня в шок.
С этого дня, набрасывая маску безразличия, я неусыпно следила за маленькими кокетками. Утренний туалет они превращали в своеобразный ритуал. Глядя в зеркало и явно любуясь собой, они бережно втирали в кожу душистый мыльный крем. Сполоснув лицо водой, не раздирали его полотенцем, а массировали до тех пор, пока влага не впитается в поры. На маленьких принцесс не действовали уговоры пионерских вожаков, которые торопили их на утренние линейки, сборы, экскурсии. Игнорируя раздраженные крики советских пионеров, томящихся в ожидании копуш, испанки неторопливо пропускали через зубцы деревянного гребня свои роскошные кудри. Они не были наследницами огромных состояний. По словам переводчика, их родители принадлежали к среднему классу, и такое внимание к своей внешности – весьма обычно для каждой европейской женщины, желающей быть красивой, здоровой и любимой. Наши советские школьницы, гоняющие мяч с пацанами, и не думали подражать буржуйкам и истязать себя подобными процедурами. Через десяток лет, заведя семью, они расползлись в талии, постарели и подурнели. Но в душе так и остались совдеповскими патриотами, сохранив презрение ко всем процедурам красоты и косметическим средствам, которых у нас в те годы было днем с огнем не сыскать.
Советский режим постарался на славу, воспитав не одно поколение строительниц коммунизма, для которых идеалом красоты стала «женщина с веслом». Без малого век советским дамам позволяли быть лишь труженицами и матерями. Старинные русские рецепты красоты, которые применяли наши прабабушки, проводившие у зеркала не один час, были преданы забвению. Правда, советские косметические фабрики все же выдавали на-гора духи «Красная Москва» и мыло «Земляничное».
Взгляните на кустодиевских, брюлловских, тропининских красавиц. Как ухожены, свежи их лица! Это не только природная красота русских женщин, но и умение пользоваться гримом. А в старину краситься умели. Боярские и купеческие дочери не смели показаться на люди без яркого румянца и насурьмленных бровей. Косметику использовали сплошь «натюрель». Не одна мамка-нянька корпела над личиком барыньки. Белая кожа – сметана, присыпанная мукой; пунцовый румянец – свекольный сок, шелковый волос – льняное масло.
Европейские женщины следовали своему идеалу красоты. Безукоризненно белый цвет лица считался обязательным. Кого природа по этой части обделила – не отчаивались, а различными снадобьями подгоняли свой образ под общепринятый стандарт красоты. Для этого использовались отвары и настои, которыми натирали различные части тела, а порой и зубы. Случались и неприятности: сожженная кожа сходила лоскутами, зубы чернели, но подобные мелочи мало кого останавливали. На богинь Боттичелли – златовласых и белокожих – хотели походить все. Слабый пол был просто убежден, что ни острый ум, ни личное обаяние гроша ломаного не стоят, если внешность не удалось дотянуть до воспеваемого идеала. Щеголихи эпохи Ренессанса пользовались советами не только знахарей, алхимиков, но и художников. Один из живописцев предложил самый быстрый и надежный способ: нужные краски он предлагал смешивать со взбитым яйцом. Смесь надлежало нанести на лицо кисточкой, а после высыхания покрыть слоем масла или олифы. После такой процедуры женщина выглядела и в прямом, и в переносном смысле как картинка. Золотистые волосы тоже стоили немалых жертв. Надев широкополую шляпу без тульи и распустив локоны по плечам, дамы часами просиживали на солнце. Бедняжки стоически переносили и проклятия церковников, и солнечные удары. Но при всех требованиях к внешним данным, мужчины поклонялись все же даме, славной не только красотой, но и умом. Итальянский поэт воспел такой образ идеальной женщины: «Роста она среднего, лицо ее не бледно, но светло и цветуще, однако не покрыто загаром, как у сельской простолюдинки. Слова ее всегда уместны, суждения правильны. Ум и знания ее достойны восхищения, но держится она всегда ненавязчиво, избегая тем ошибки, часто свойственные умным женщинам, делающих их присутствие невыносимым».
Этим строкам три века, но, смею предположить, что совершенный образ средневековой дамы остается идеалом для многих мужчин третьего тысячелетия. За исключением разве таких мелочей, как загар и рост.
По части воспитания, ума и красоты слабый пол царской России вполне соответствовал мировым канонам. Это чудное время кануло в Лету вместе с «ненавистным» монархическим режимом. Социалистическая эпоха сделала все, чтобы идеальную женщину превратить в рабочую бабу. И даже теперь в эпоху демократии, оставив за спиной пуританский режим и пустые прилавки перестройки, большинство современниц, как и прежде, лишены возможности заботиться о своей внешности из-за дефицита и времени, и денег. Новое общество не торопится разгрузить и справедливо оценить труд красавицы и умницы. Одна надежда на сильный пол: только любовь и забота близкого человека способны украсить россиянку так, как никаким бальзамам не под силу.