30 мая 2022 года около 19.37 27-летний водитель, управляя автомобилем «Газель Некст», следовал по проезжей части шоссе Западное от улицы 50-летия Магнитки в направлении улицы Зеленой со скоростью около 80 км/час, создающей реальную угрозу безопасности движения, превышающей установленное ограничение максимальной скорости движения транспортных средств в населенных пунктах – 60 км/час. Проезжая в районе участка № 59 СНТ «Мичурина – 4» водитель автомобиля «Газель Некст», не убедившись, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения, приступил к выполнению небезопасного маневра обгона автомобиля «Лексус» и автомобиля «Шкода Рапид». Выполняя маневр обгона, водитель автомобиля «Газель Некст» при обнаружении опасности для своего движения в виде автомобиля «Киа Оптима» под управлением 47-летнего водителя, движущегося по своей полосе во встречном ему направлении, в целях предотвращения столкновения, применил маневр влево и передней частью кузова своего автомобиля выехал на левую по ходу своего движения обочину, чем создал помеху и опасность для движения автомобилю «Киа Оптима», который пытаясь избежать столкновения, стал смещаться вправо по ходу своего движения, лишив его технической возможности избежать с ним столкновение.
Своими действиями водитель автомобиля «Газель Некст» по неосторожности причинил 47-летнему водителю автомобиля «Киа Оптима» телесные повреждения, повлекшие причинение тяжкого вреда здоровью.
Таким образом, своими действиями водитель автомобиля «Газель Некст» совершил преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 264 УК РФ – нарушение лицом, управляющим автомобилем правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.
Основными причинами совершения преступления явилась личная неосторожность водителя автомобиля «Газель Некст», выразившаяся в нарушении пунктов 1.5, 8.1, 10.1, 10.2, 11.1, 11.2 ПДД РФ.
Госавтоинспекция разъясняет, в соответствии с требованиями пункта 11.1 ПДД РФ «Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения».
Обгонять в условиях интенсивного городского движения не только опасно, но чаще всего бессмысленно!
Перед выполнением обгона:
· Убедитесь, что на данном участке дороги обгон разрешен: нет запрещающих знаков или других обстоятельств, запрещающих данный маневр.
· Оцените дорожные условия: достаточно ли широка проезжая часть дороги в зоне обгона и позволяет ли состояние дорожного покрытия безопасно совершить маневр.
· Сопоставьте скорость и динамику своего автомобиля со скоростью и динамикой обгоняемого автомобиля. Убедитесь в отсутствии помех сзади (что следующий за вами автомобиль не начал обгон).
· Убедитесь в отсутствии помех впереди (что движущийся впереди автомобиль не собирается поворачивать или объезжать препятствие). Водители (особенно большегрузов) могут сигнализировать о том, что обгон небезопасен, включением левого поворотника, однако полностью полагаться на их «подсказки» НЕЛЬЗЯ. Если намерения водителя движущегося впереди автомобиля неясны, откажитесь от обгона.
· Оцените интервал между обгоняемым транспортным средством и следующим впереди него. Если понимаете, что «вклиниться» между ними будет сложно, откажитесь от обгона.
· Убедитесь, что при выполнении данного маневра вы не создадите помех другим участникам дорожного движения. Убедитесь, что встречная полоса (или средняя полоса на трехполосной дороге) свободна на достаточном расстоянии для выполнения маневра.
Когда лучше отказаться от обгона без крайней необходимости?
· Сложные погодные условия (дождь, снегопад, гололед, туман) и вообще скользкая или мокрая дорога. На скользкой дороге дистанция, на которую можно безопасно приблизиться к обгоняемому автомобилю, намного увеличивается. Управлять автомобилем становится сложно, увеличивается риск заноса и потери контроля над автомобилем. Атмосферные осадки снижают видимость и обзорность дороги.
· Плохое состояние дорожного покрытия (ямы, рытвины, колейность или другие препятствия). Ямы, рытвины или другие препятствия могут вынудить изменить траекторию движения не только вас, но и водителей других автомобилей.
· Темное время суток. В темное время суток видимость ограничена конусом света фар. Есть риск не заметить препятствие, которое находится в неосвещенной зоне.
· Недостаточная видимость в зоне обгона. Видимость должна быть не менее 300–400 метров в населенном пункте и 500–700 метров - вне населенного пункта. Если видимость меньше, откажитесь от обгона, даже если он не запрещен правилами.
· Рискованно обгонять в местах, где возможно внезапное появление пешеходов: вблизи остановок маршрутного транспорта, торговых центров, у школ, больниц, зрелищно-культурных объектов — театров, кинотеатров и т.п. Не следует обгонять в непосредственной близости от нерегулируемого перекрестка равнозначных дорог. Обгон следует заканчивать не ближе чем за 30 метров от него. В зоне перекрестка неожиданно для обгоняющего может появиться встречный автомобиль, совершивший поворот с пересекающей дороги, или пешеход, переходящий проезжую часть, и т.п.
· Если вместе с вами в автомобиле находится ребенок, откажитесь от рискованного маневра! Подумайте о его безопасности. В случае ДТП дети получают более тяжелые травмы, чем взрослые.
Помните, что неправильный обгон может стать причиной трагедии!
Уважаемые водители, управление автомобилем – источником повышенной опасности – является не просто правом водителя, а также и обязанностью перед другими участниками дорожного движения по соблюдению требований безопасности.