– Сегодня Магнитогорск готов принимать у себя гостей на мероприятия любого уровня, от регионального до российского и европейского. Для этого в Магнитогорске есть все необходимое. Это доказывает череда разноплановых событий, которая прошла у нас за три недели: чемпионат России по боксу, ассоциация промышленников и предпринимателей Башкортостана и Челябинской области, нынешний фестиваль СМИ. Мы приняли у себя журналистов с большим удовольствием и позаботились, чтобы им было комфортно и интересно.
Журналистам не завидую.
Андрей КОСИЛОВ, первый заместитель губернатора Челябинской области:
– Фестиваль СМИ – достаточно простая и вместе с тем интересная форма общения. Очень рад тому, что развития области, социальные и экономические процессы консолидированы с развитием СМИ. Растет количество газет, повышается уровень публикаций и полиграфии. С таким генеральным спонсором как ММК нам было значительно легче организовать это мероприятие. А журналисты получили возможность общения в профессиональной среде, имели возможность роста и получали оценки своих коллег.
Мы придумали такую форму работы, потому что в России было много фестивалей: федеральных и даже международных. Но те, кто работает в районной, городской прессе, оставались не у дел. Да и в области люди имели минимальную возможность общаться, Считаю, чтобы пресса развивалась, надо создавать конкурентную среду и возможность общения.
Я сам веду колонку в газете, поэтому работе журналиста не завидую. Взял на себя такую ношу, оказалось, нести ее тяжело. Все время думаешь, что написать, чтобы это было интересно, понятно и близко многим, а это очень трудно.
Бесплатный сыр из газетной бумаги.
Владимир ОЛЕШКО, доктор филологических наук, профессор, зав кафедрой периодической печати ЮУрГУ:
– Высказываю не только свое мнение. Этот фестиваль – образец организации мероприятий такого рода с точки зрения компактности и продуманности программы. Хватает и серьезных занятий, и времени для отдыха и общения с коллегами.
Хорошо, когда возникают дискуссии. Когда я говорил об угрозе со стороны бесплатных газет, мне возразил магнитогорский журналист Кирилл Маркевич, мол, «Нью-Йорк Таймс» тоже выпускает бесплатную газету. Не нужно лукавить – я не имел ввиду случаи, когда качественная газета выпускает бесплатное приложение. На российском рынке все по-другому.
Почему бесплатные газеты составляют конкуренцию качественной прессе? По той простой причине, что эта мнимая бесплатность – а она, безусловно, мнимая, – развращает человека. Он не тратит деньги, ему приносят – он читает. В бесплатных изданиях вся информация строго отфильтрована. Газета дает читателю пережеванную пищу, и ему остается только глотать. Нельзя питаться только разжеванной пищей, человек должен и яблочко погрызть, и мясо пожевать. С точки зрения физиологии это необходимо. Точно так же, как различная информация необходима для формирования ума. Качественная пресса дает возможность развиваться, а бесплатная приучает к бездействию.
Одинокие волки из СМИ.
Иосиф ДЗЯЛОШИНСКИЙ, профессор факультета политологии Высшей школы экономики, председатель правозащитного фонда «Комиссия по свободе доступа к информации»:
– Фестиваль СМИ организован хорошо. Здесь есть возможность обменяться опытом, поучиться у других. Но не это главное. Фестиваль помогает профессионалам общаться, он формирует сообщество журналистов.
Другое дело, что одним фестивалем эту проблему не решишь. В России сейчас нет реального журналистского сообщества. Мы провели в этом году исследование и получили очень грустную статистику. Большинство журналистов не является членами союза журналистов или других организаций, не видят в этом необходимости, не понимают, что такое членство может им дать. Этакие одинокие волки, общающиеся только в рамках редакции. А если мы ведем речь о цивилизованной журналистике, то тогда журналистское сообщество выступает арбитром в профессиональных спорах, регулирует процессы, происходящие в СМИ.
В профессиональные сообщества объединяются врачи, музыканты, учителя… Единственная сфера, где этого не происходит – журналистика. Некоторые говорят, что среди журналистов развита конкуренция, которая и мешает объединяться. Возражаю: конкуренция существует в среде поиска доходов, а сообщество выступает как защитник интересов журналистов.
Магнитогорск – мой фундамент.
Евгений ТКАЧЕНКО, корреспондент ИТАР-ТАСС по Челябинской области:
– У нас высокие интенсивность работы, потребность в информации, и во время работы меня на фестиваль просто бы не отпустили. Но я знал заранее о сроках этого мероприятия и «подгадал» свой отпуск, чтобы побывать здесь и с большой пользой для себя пообщаться.
В Челябинске я учился на политехническом, увлекся фотографией, и понял, что это мое призвание. Меня вовремя остановили, чтобы я не бросил институт. Я убедился, что в такой области как Челябинская и в таком городе как Магнитка журналистам инженерного образования гораздо лучше и проще.
Не хочу умалить достоинства диплома по журналистике, но журналисту приходится работать в конкретных условиях. И мои коллеги с дипломами, приехав на Магнитку, начинают заниматься самоподготовкой. А мне ничего разжевывать не надо – я могу работать по существу проблемы. Повезло, что в первую журналистскую командировку меня направили в легендарный доменный цех, на седьмую домну, которая тогда была лидером, к таким людям как Леня Рябцев, Алексей Шатилин – почетный магнитогорец, легенда доменщиков. Общение с такими людьми и таким заводом на первых порах профессиональной деятельности – это мой фундамент. Я благодарен Магнитке за то, что стал журналистом.