Грядут и экзамены. Родители паникуют, бабушки горестно вздыхают о муках современных детей. Учителя волнуются, психологи выдают алгоритмы действий успешных людей. А редакция "ММ" побеседовала с начальником управления образования Александром Хохловым (на фото).
- Это независимая оценка знаний, система, которая сегодня формируется в стране,- пояснил он. - Кроме испытаний для выпускников школ есть ещё региональные экзамены в четвёртых классах и всероссийские проверочные работы для учащихся других параллелей, в том числе и для выпускников. И в этом нет ничего страшного. Знания - это не то, что ты сегодня выучил, завтра рассказал и забыл.
Экзамены рассчитаны на сформированность у ребёнка определённых компетенций, владение информацией и умение ею пользоваться.
Ещё есть время подготовиться, проконсультироваться. А кому-то, может, наоборот, отдохнуть. Это очень индивидуально.
Александр Викторович отметил, что в Магнитке ЕГЭ давно уже стал штатной процедурой оценки знаний школьников. Ведь город был одним из первых по апробации этой системы. Кстати, управление образования проводит исследования, судя по которым школьники реагируют на всероссийские проверочные работы и на выпускные экзамены как на обычные контрольные.
- Волнение, конечно, есть, но это нормально. Кто же перед экзаменом не волнуется? Наибольшая тревога у родителей, - констатировал Александр Хохлов. - Это они считают, что детям очень сложно: незнакомые аудитории, чужие учителя. А давайте вспомним, как в советские времена нужно было сдавать экзамены сначала в школе, а потом в высшем учебном заведении. Сегодняшняя система обеспечивает ребёнку однократную проверку знаний и качества образования. И с этими данными он имеет право подать документы в любые пять вузов и поступить на выбранную специальность без повторной проверки знаний преподавателями институтов и университетов.
На взгляд начальника управления образования, детям на экзаменах создаются вполне нормальные условия. В зависимости от предмета испытание длится до четырёх часов. В СССР это нередко занимало гораздо больше времени. Во время написания сочинений или решения математических задач приходилось даже делать перерывы на отдых и приём пищи.
- Отменять ЕГЭ никто не собирается, - подчеркнул Александр Хохлов. - Но изменения процедуры будут. В том числе и в этом году. Если в самом начале, более десяти лет назад, единый государственный экзамен представлял собой вопросы с вариантами ответов, то теперь тестов практически нет. Есть творческие задания, которые требуют мыслительной деятельности, подготовки, анализа. Это самое принципиальное отличие. Вдобавок в этом году в аудиториях планируется печатать контрольно-измерительные материалы, сканировать бланки после сдачи экзаменов в присутствии выпускников и отправлять в Челябинск прямо из пункта проведения экзамена по защищённым каналам связи.
Это должно обеспечить информационную безопасность и сэкономит транспортные расходы. По-прежнему будет использовано видеонаблюдение.
Александр Викторович считает, что система оценки знаний по логике должна проводиться в каждом учебном году. И только это позволит принять соответствующие решения и меры педагогического воздействия, чтобы ликвидировать пробелы в знаниях детей и акцентировать внимание на возможных затруднениях. В том числе поможет более качественно подготовить учащихся и к государственной аттестации.
В единый государственный экзамен включены в обязательном порядке русский язык и математика. А по выбору с этого года можно сдавать неограниченное количество предметов. Вузы могут ввести дополнительные экзамены, творческие или зачётные по нормативам - например по физкультуре.
- Если выпускник не всё предусмотрел и для поступления необходимо сдать ещё какой-либо экзамен по выбору, а также, если не набрал нужного количества баллов, не нужно паниковать, - заверил Александр Хохлов. - Следует обратиться в управление образования. Проконсультируем и поможем решить эту проблему в рамках положения об итоговой аттестации. Если набранные баллы по результатам экзамена у учащегося вызывают сомнения, то предусмотрена апелляция.
Правда, возможностью обжаловать результаты экзаменов пользуются немногие выпускники. Иногда по результатам апелляции эксперты добавляют некоторое количество баллов. Но бывает и наоборот. Среди родителей и учеников сейчас модно обращать внимание на то, что в некоторых штатах США плохая оценка - признак недостойной работы учителей. В России иные критерии.
- Ориентировать образовательный процесс только на качество работы учителя нельзя, - считает Александр Викторович. - У нас субъектами образования считаются и родители, и дети, и бабушки. И каждый должен осознавать меру своей ответственности за результат.
В заключение редакция "ММ" попросила дать пару советов для родственников детей, которых ждут серьёзные испытания в школе. Александр Хохлов порекомендовал прежде всего создать дома комфортную, спокойную обстановку.
- Поручите предметную подготовку профессионалам, - рекомендовал он. - И не нужно так сильно волноваться. Мы ведь тоже понимаем, что ребенку сложно, поэтому проводим соответствующую психологическую подготовку детей. Родителям важно самим сохранять спокойствие и понимать, что ничего страшного не происходит. Мы обязаны оценивать знания ребенка каждый урок, каждый день. Если возникают какие-то вопросы, обращайтесь к преподавателям либо к классным руководителям или к директору. Мы никогда не были закрытой системой.