ЕГЭ вызывал много споров на первом этапе - но сейчас это уже не эксперимент, а данность. Учителя знают - возврата не будет: "сломались", успокоились и готовят к ЕГЭ детей. Может, такой тип экзаменов и оправдан в наше рациональное время. Но вопросы вызывает не форма, а содержание.
С2002 года, когда впервые ввели ЕГЭ, утекло много воды. Кажется, в прошлом непредсказуемость текстов, огромное количество заданий, неумение экзаменаторов определить их ценность и трудность. В нынешних текстах в этом смысле полный порядок. В части первой десять заданий под грифом А, во второй - одиннадцать задний В и С1, С2, в третьей - С3, С4, С5. На тройку достаточно выполнить все десять заданий из первой части. Хочешь получить оценку выше - выполняй несколько заданий из второй части. Там уже есть геометрические задания, но нормальный балл можно набрать и без них. Трудней всего с пятеркой - надо задачу по геометрии решить и хотя бы одно-два задания из С1 и С2 выполнить. У нас, как всегда, страдают самые трудолюбивые. А нормальный троечник малой кровью экзамен все-таки сдаст.
О геометрических заданиях скажу особо - культура их решений потеряна и, я думаю, окончательно. Корни этой проблемы на самом начальном этапе изучения геометрии, когда учащиеся затюканы построениями и доказательствами. А ведь многое можно и нужно ребенку сообщить в виде фактов на манер "верьте мне, люди". В результате в старших классах мы сталкиваемся с полным неумением решать геометрические задачи.
Задания С1 и С2 стали предсказуемыми - после некоторого натаскивания (простите меня за цинизм, но это действительно так) ученик начинает распознавать и решать их.
Что касается более трудных заданий С3, С4, С5, то они абсолютно недоступны среднему ученику и являются головной болью преподавателей и учащихся, старающихся получить сто баллов. С ними не справились и довольно именитые математики на заре ЕГЭ, которых "зажали" в закрытой аудитории и сказали примерно следующее: "Дорогие математики! Вот вам задания, которые вы напридумывали для наших подопытных деток. У вас 160 минут. Будьте добры". С тех пор прошло лет пять, а воз и ныне там.
Считаю, что самостоятельно ребенку подготовиться к ЕГЭ очень сложно. Ведь задания меняются, я бы сказала, следуют некой математической моде. Например, в нынешнем году "вошло в моду" серьезное знание свойств графиков и визуальное знание самих графиков (А4), усложнились задания по нахождению множеств (А6), появились задания практического содержания, которые на самом деле притянуты за уши к реальности: по графику в системе координат определить вторую константу. Конечно, первый помощник детей - школьный учитель. Но встречала таких, которые говорили детям: "Будем решать только задания А - на тройку. Хотите больше - нанимайте репетиторов". Не знаю, в чем причина: класс слабый или преподаватель недобросовестный.
Вот и получается, что армию будущих выпускников обслуживает армия репетиторов.
Что же можно посоветовать ученикам и их родителям?
Во-первых, раздобудьте тексты за 2008-2009 годы, ну хотя бы некоторые образцы. Посмотрите их или посоветуйтесь со специалистами, так как со стороны некоторых преподавателей есть спекуляция на тему: "Приходите на факультатив. Все, что я там вещаю, пригодится на ЕГЭ". Реальный случай - мальчик на факультативе два месяца изучал тему "графическое решение трансцендентных уравнений". Но этого способа решения в ЕГЭ просто нет ввиду его громоздкости! Зачем же мучить усталых детей? В программе также есть очень сложные и длинные темы "Первообразная и интеграл" и "Векторы в пространстве" - а они не находят никакого отражения в ЕГЭ.
Во-вторых, обязательно купите пособие типа ЕГЭ-2009. Их сейчас много, не утоните в разнообразии. Издатель - желательно "Федеральный институт педагогических измерений" или "Банк экзаменационных материалов". Проверьте, есть ли ЕГЭ в виде вариантов, образцы решения хотя бы к одному варианту или по темам, сетка ответов в конце пособия.
Не клюйте на сомнительные издания с кучей вариантов - 96 вариантов вашему ребенку точно не понадобятся. А если пособие выдержало уже десять изданий - не говорит ли это о его несовременности, несмотря на то, что на обложке нацарапано "2009"?
Рекомендую нормальные честные пособия под редакцией Креславской, Корешковой, Игошевой, Лаппо. Но не относитесь к книгам как к иконе - там встречаются ошибки и опечатки, и их, к сожалению, больше, чем хотелось бы. Есть и некорректные задания. Например, в задании из первой части мы получаем два правильных ответа, так как мы решали уравнение, распавшееся на два. Но это тестирование - ученикам предлагают выбрать один правильный вариант из четырех. За несколько минут ученик должен сообразить, как же ему объединить два своих ответа в один - это вычисление реальных узлов, очень трудоемкий процесс. А у нашего абитуриента всего несколько минут. Дай бог, если ему поможет "метод тыка". Аналогичный пример - ученик решает тригонометрическое уравнение по общей формуле, он имеет право. Так учит его разумный преподаватель. Ведь общих формул три, а частных - девять. Но правильного ответа ребенок не находит, так как в ответах даны решения… по частной формуле.
Ну а в-третьих, десятиклассники, начинайте готовиться к ЕГЭ уже сегодня - половину материала вы осилите, а одиннадцатиклассники должны были начать подготовку еще вчера. Желаю учащимся и их родителям здравого отношения ко всему в этом мире. В том числе и к ЕГЭ.