Это не единственная победа молодого ученого.
Окончив МГТУ в 2002 году по специальности "электропривод", Вадим Рифхатович сразу поступил в аспирантуру нашего вуза, а через полгода перевелся в Московский энергетический университет - головной вуз по электроприводу. Учился Вадим Рифхатович у профессора О.И. Осипова - научного наставника магнитогорской научной школы, но основное руководство всегда было и есть - д.т.н., профессора А.С. Карандаева. С ним молодой ученый начал работать еще будучи студентом 4 курса и работает до сих пор. Защитился в срок, вернулся в МГТУ и с 2005 года работает на кафедре электротехники и электротехнических систем: сначала старшим преподавателем, затем доцентом, зам. декана энергетического факультета по научной работе. В этот период им было выиграно большинство премий, грантов. В 2007 году в составе авторского коллектива под руководством А.С. Карандаева получил премию Правительства в области науки и техники для молодых ученых. В 2009 году вместе с Е.С. Суспицыным выиграл Грант Президента РФ, который был рассчитан на два года, исследования были в рамках докторской диссертации. В 2010 году под руководством А.С. Карандаева были выиграны две целевые федеральные программы, в которых В.Р. Храмшин являлся исполнителем. Кроме того, в рамках научных исследований, которые проводит его наставник, выполняются хоздоговорные работы с комбинатом. В 2011 году в областном конкурсе научно-исследовательских работ студентов, аспирантов, молодых ученых, который ежегодно проводится губернатором Челябинской области, Вадим Рифхатович и А.А. Николаев оказались победителями. Несмотря на молодость, ученый уже имеет около 100 научных публикаций; 4 патента на изобретение, 4 патента на полезную модель, 4 зарегистрированные программы.
- Занимаемся мы электроприводами металлургического производства, - рассказывает В.Р. Храмшин. - Последние два года исследования переключились на электроприводы объектов ЖКХ, тепловых станций. Основные разработки по стану 2000 и стану 2500 были по электроприводам постоянного тока, хотя все разработки, на которые были получены патенты и полезные модели, могут быть внедрены и на других станах, где может быть установлен также и переменный ток.
Второй год учусь в докторантуре, тружусь над диссертацией. Работы много, порой дома меня не видят, пока жена и дети позволяют - надо работать. Хотя, если честно, о докторской не думал - просто проводились исследования. Так случилось. Как только поступил в докторантуру, ушел на 0,4 ставки, и сейчас 80% времени занимаюсь наукой. Одновременно заниматься наукой и работать со студентами - очень сложно, либо одно хорошо получается, либо другое. Одновременно одно и другое - это особо одаренным под силу, к числу которых я себя не причисляю.
- Как получилось, что Вы стали заниматься научной деятельностью?
- Мой старший брат - кандидат технических наук, доцент, прошел всё то же самое, что и я, но на три года раньше. Отец мой, Ривхат Рамазанович, долгое время работал на производстве, а потом вернулся в вуз, потому, что он до этого работал в другом, правда, вузе. Жена аспирантка, правда, по гуманитарной дисциплине, мама всю жизнь преподавала в вузе… Куда мне было еще деваться с подводной лодки? Как Вы думаете, куда я мог еще пойти? Никуда! Всё и так было понятно. А насчет самодисциплины - с первого класса была установка учиться только на отлично. До 5 класса у меня ещё были какие-то прения с родителями по этому поводу, а потом - само пошло, и зачем тогда самому себе сопротивляться, когда получается? Я не гуманитарий, я технарь. Для меня гуманитарные науки тяжелы. А вот технические, там, где можно посчитать и четко сказать, что это вот так, и никак иначе - это вот для меня проще...
- Вы преподаете?
- Сказать, что педагогика - мое призвание - не могу, но со студентами работать люблю. С толковыми студентами. К сожалению, в последнее время звездочек найти тяжело. А насчет самодисциплины - если сначала было тяжело, то сейчас все идет по накатанной. А про достижения - да, они есть, но если бы их не было, то не думаю, что я был бы другим человеком - я так же и занимался бы наукой…
- Что бы Вы хотели бы пожелать студентам?
- Нынешним студентам… Я вот считаю, что большое зло - это современный интернет, игры и все остальное. Я скажу так: запрещали мне играть в игрушки, даже когда у нас появился компьютер - сопротивлялся, хотелось. Но сейчас понимаю, и время на это не трачу. До определенного уровня можно, да, навыки какие-то должны быть. А дальше - все это как наркотик - как телевизор, как курить, как пить… Это - ноль! От этого повышения квалификации твоей - нет. А большинство, к сожалению, играми безмерно заняты. Когда игр и игрушек много, и вообще, когда много всего - оно развращает. Если в тебя изначально родители не вложили, самому тяжело бороться с искушениями. Считаю, что прежде всего студентам нужно над собой работать. Это будет тяжело, согласен. Но если научишься работать - то со временем ты пригодишься где угодно, где бы ты ни был. Желаю студентам - работать над собой, над дисциплиной. А то - вижу студента: вроде и есть у него задатки, но… много факторов, которые мешают.
Многие очень хотят сразу красиво жить. Машины, деньги и все остальное. Вот я пока аспирантуру не окончил - денег не зарабатывал, жил с родителями - и нисколько об этом не жалею - зато сейчас…