Непослушание детей – самая большая боль родителей, которые хотят, чтобы ребёнок рос послушным и вежливым.
Но самое обидное, когда ребёнок, невзирая на объяснения родителей, поступает по-своему и попадает в беду из-за незнания окружающего мира. «А ведь мы предупреждали!» – с досадой говорят мамы и папы.
Первое непослушание проявляется в трёхлетнем возрасте. Это один из переходных периодов в жизни подрастающего человека, когда он делает для себя множество открытий. Прежде всего, он осознаёт свою волю, начинает направлять её в разные стороны, выявляя своим поведением, в каких ситуациях родитель крепок, а в каких слаб, где проявляет свою твёрдость, а где сдаёт позиции без боя и делает послабление. Важно отметить, что родительские попущения и послабления в воспитании детей проявляются в тех моментах, где у самих родителей слабая «броня». Например, вот ребёнок хочет кашу, а через минуту требует сосиски; вот он хочет собирать игрушки, а через минуту начинает их раскидывать. В таких ситуациях важна реакция родителей. Ведь поведение ребёнка – это способ познания окружающего мира, в том числе мира отношений с другими людьми, познание добра и зла. Он учится проявлять свою волю. Каждый раз, меняя своё желание, ребёнок внимательно смотрит на реакцию родителей, окружающих. Вот почему так важна правильная реакция взрослого на капризы ребёнка.
Важно, чтобы роли родителя и ребёнка в семье были обозначены чётко.
Говоря о неправильной реакции, надо разделить те ситуации, в которых родители потакают ребёнку, не проявляя достаточной строгости, и ситуации, когда родители, напротив, проявляют чрезмерную строгость, не учитывая возможностей ребёнка. Дети довольно легко осваивают приёмы управления уступчивыми родителями. Все капризы нужно пресекать при первом их проявлении, пока этот порок не вжился в неокрепшую душу. Необдуманная родительская уступчивость происходит от недостаточной родительской любви к своему чаду. Вместо правильного воспитания родители стараются лишь обеспечить ребёнка «счастливым детством», чтобы он ни в чём не нуждался, чтобы у него было «всё как у всех». Но и чрезмерная строгость происходит также от недостатка любви. Ведь только любящий родитель может отличить капризы от настоящей боли или нужды.
Однажды наблюдала такую ситуацию: день выдался жаркий, по улице шла мама с ребёнком, который плакал, просил пить. Мама раздражалась, говорила, что, если он не перестанет «ныть», она отдаст его чужой тёте. Но ребёнок просил пить по физиологическим потребностям, так как на улице было очень жарко. А «слепое сердце», с одной стороны, может потакать капризам, а с другой – не давать возможность удовлетворить самую естественную потребность.
Ещё одним способом познания мира детей в возрасте от трёх до семи лет является игра. Через неё ребёнок познаёт мир. Родители могут выступать в этой игре в роли художников, которые должны рисовать в душе ребёнка светлыми красками. Если постоянно упрекать его в том, что он неряха, неумёха, жадина, эгоист, врунишка, слабак, то есть навешивать ярлыки, то ребёнок обязательно будет таким. Этими словами мы хотим подтолкнуть ребёнка к исправлению, но эффект бывает обратный. Если родитель допускает в общении речевые обороты, унижающие личность маленького человека, то таким образом взрослый открывает свои слабые стороны. Поэтому надо подходить адекватно к похвале ребёнка, закрепляя в нём только лучшие стороны, показывая, в каком направлении надо двигаться, чтобы стать настоящим человеком. Перед мальчиком нужно рисовать образ мужественности, силы, решительности, ответственности, храбрости, ведь он будущий защитник Отечества, муж, отец. Перед девочкой – образ нежности, любви, заботливости, отзывчивости. При этом не надо думать, что мы лукавим, хваля ребёнка.
Задача родителя – не только в том, чтобы кормить и одевать детей, но и в том, чтобы прививать духовно-нравственные ценности.
Очень важно видеть в душе ребёнка светлую сторону, и тогда эта сторона будет чаще проявляться. Очень важен пример родителя. Поэтому в общении между собой, в ответах на вопросы детей родители должны следить за своим поведением, словами. Перед ребёнком надо чётко ставить задачи, без угроз, без торговли. Тогда в отношениях между родителями и детьми будет взаимопонимание, дружба, доверие, а капризы будут сведены до минимума.
Елена Иванова,
заведующая психологической
лабораторией ГБУЗ ОПНБ № 5