С просьбой рассказать об их становлении, развитии и первых результатах мы обратились к декану факультета педагогического образования и сервисных технологий Юрию Дмитриевичу Коробкову.
- Юрий Дмитриевич, что побудило Вас к открытию данных специальностей?
- Я выделю два основных фактора. Прежде всего, это потребность в документоведах и сервисологах на рынке труда города, юга Челябинской области и соседних районов Башкортостана. Во-вторых, широта и универсальность подготовки, которая значительно увеличивает возможности карьерного роста и профессиональной мобильности наших выпускников. Главная особенность документоведения заключается в его теснейшей связи с такими основополагающими атрибутами современного общества, как информация и эффективное управление. Ни то, ни другое без документа и грамотной организации документооборота, как известно, существовать не может. Неслучайно основными блоками базовой подготовки документоведов наряду с профессиональными дисциплинами являются различные отрасли права, информатика и компьютерные технологии, различные аспекты деловой лингвистики и речевой коммуникации, основы управления. Поэтому они пользуются большим спросом на всех уровнях и во всех сегментах современного российского общества.
Аналогичная ситуация в отношении специалистов сервиса и туризма. Нет нужды говорить о том, что сфера сервиса - самый динамично развивающийся сектор общества. Эту мировую тенденцию мы видим своими глазами на примере нашего города.
- С какими трудностями столкнулись при реализации новых специальностей?
- То, что пришлось нам преодолеть на этапе становления, я бы отнес к естественным проблемам при реализации каких-либо новых идей, связанным, прежде всего, с вопросами кадрового и материально-технического обеспечения. Мы не стали исключением, но благодаря пониманию и поддержке руководства вуза в лице президента Валентина Федоровича Романова и ректора Владимира Петровича Семенова, слаженности и сплоченности преподавательского коллектива смогли достаточно быстро, эффективно и с минимальными издержками выйти из ситуации. Сейчас мы способны не только обучать студентов, но и проводить повышение квалификации, различные профильные курсы по данным направлениям для городских и районных предприятий и организаций.
- Выделите, пожалуйста, главные результаты освоения новых образовательных программ?
- Конечно, главным результатом работы коллектива является первый выпуск специалистов в марте-апреле этого года. Больше всего радует даже не высокий уровень дипломных работ, а то, что все без исключения выпускники трудоустроены и работают по специальности. Это говорит о том, что пять лет назад мы сделали правильный выбор, и есть все перспективы дальнейшего развития.
Во-вторых, это создание команды профессионалов-единомышленников, которым пришлось труднее всего, поскольку они параллельно осваивали новые специальности и проходили профессиональную переподготовку.
Всего один пример. Учебное пособие по организационному проектированию доцента Светланы Семеновны Великановой стало первым изданием по данной проблематике в стране, и это притом, что пять лет назад она и не знала о существовании подобной премудрости.
В-третьих, это установление деловых, партнерских отношений с нашими работодателями, как на уровне прохождения учебной и производственной практик, так и на уровне трудоустройства. Нашими партнерами являются городская и районные администрации, ММК, метизно-калибровочный завод, ООО УК "ММК - курорт", ГУ Центр занятости г. Магнитогорска, торгово-промышленная палата и другие организации.
Особенно радует тот факт, что наши преподаватели стремятся реализовать их пожелания в своих учебных курсах, а студенты пишут курсовые работы и дипломные проекты по заказам городских организаций. Кроме того, мы выходим на международный уровень, и с этого года организуем производственные практики по сервису и туризму в странах дальнего зарубежья.
Следует отметить также развитие научной работы наших студентов. За короткий срок они уже стали участниками и дипломантами многих всероссийских и региональных конференций и конкурсов в Екатеринбурге, Челябинске, Нижнем Тагиле, Томске, Тольятти. Все это позволяет нам с уверенностью смотреть в будущее.
- Что нового ожидает абитуриентов в этом году в связи с переходом на двухуровневую систему подготовки бакалавр-магистр?
- Перечислю направления и профили подготовки, которые предлагает вместо привычных специальностей наш факультет: Документоведение и архивоведение (профиль - Документоведение и документационное обеспечение управления); Сервис (профиль - Социально-культурный сервис); Туризм (профиль-Организация турагентских и туроператорских услуг); Педагогическое образование (профиль - Начальное образование и информатика и Биология); Специальное (дефектологическое) образование (профиль - Логопедия).