В 11–14 лет у подростков начинается период влюблённости, глубокой симпатии. Они начинают осознавать себя взрослыми. Но вся сила романтического периода приходится на 14–18 лет.
В это время взрослым необходимо помочь подросткам разобраться в своих чувствах, и очень важно, чтобы перед их глазами предстал высокий идеал чистой любви. Поскольку чаще всего только возвышенная романтика этого возраста уберегает молодых людей от ошибок. Но такой возвышенный настрой можно легко уничтожить. Дети наблюдают за жизнью взрослых, за их поведением, взаимоотношениями, поэтому очень важно взрослым служить примером для детей. Если родители часто конфликтуют, между ними нет понимания, то у подростков, соответственно, формируется определённый взгляд на взаимоотношения с противоположным полом. О чём же необходимо говорить с подростками в этот период? Прежде всего, нужно показать отличие истинной любви от влюблённости. Любовь – это глубокая связь разума и сердца, а влюблённость – просто чувство рождающейся любви, которое может легко пройти: оно притупляется со временем, к нему привыкают. Для поддержания эмоциональной насыщенности влюблённые всегда идут вперёд, увеличивая «дозу» общения, как бы искусственно создают себе условия, чтобы эти чувства продлить. Но долго искусственные отношения продлиться не могут, они постепенно исчезают. Влюблённые смотрят, как остывают в них чувства, и говорят «Прошла любовь!». А её и не было! Настоящая любовь тиха, скромна, без бурного излияния чувств. Если романтические отношения сохраняются, а молодые люди не создают искусственного климата для влюблённости, то они перейдут на следующий этап – настоящей любви. С подростками нужно говорить уже о том, как правильно выбирать супруга/супругу. Здесь речь должна идти именно о законном браке, а не о сожительстве, который модно называть «гражданским браком». Здесь можно дать совет молодым людям выбирать не себе мужа или жену, а отца или мать своим детям. Надо объяснять, что в браке, в первую очередь, нужно себя отдавать, «расставаться» со своим эгоизмом, не требовать, не ждать, а делиться, жертвовать, отдавать. С подростками нужно говорить и о том, как меняются отношения между мужчиной и женщиной. Муж и жена – это близкие люди, причём жена ближе, чем мать, а муж ближе, чем отец. С подростками очень важен разговор на тему, кто является главой семьи, о том, каким должен быть мужчина, чтобы стать настоящим главой семьи, о том, какой должна быть женщина, чтобы стать хранительницей домашнего очага. Половые и возрастные различия в своей основе являются природными, наследственно обусловленными. Они заставляют мальчиков и девочек разного возраста развиваться по жёстко заданной природой генетической программе. Мужской пол должен реализовывать в течение своей жизни функции познания, завоевания и изменения существующего мира – конструктивный фактор. Женский пол должен сохранять всю эту информацию в неизменном виде, передать её потомству и сберечь у него неизменными все родительские признаки – консервативные. Таким образом, если мужчину генетически должно отличать стремление к самоутверждению, борьбе и подвигам, то напрашивается вывод, что мужчина должен быть сильным и независимым. Тогда как о женском поле можно сказать, что раз генетической функцией женщины является сохранение и передача информации, то она должна зависеть от той информации, которой владеет мужчина, и уметь взаимодействовать с окружением. Обычно разговор о главе семьи раздражает современных девушек и приходится разъяснять эту проблему. Девушки не хотят уступать, поэтому с ними со школьной скамьи нужно говорить об особом семейном призвании женщины. Если муж – это внешняя защита семьи, то всё, что внутри неё, зависит от жены. Здесь переоценить роль женщины невозможно. Мудрая жена будет жить проблемами мужа, хвалить, вдохновлять, во всё вникать, всё видеть. А мужчина, в свою очередь, должен снисходить к «слабостям» жены, так как на хрупкие плечи женщин ложится хозяйство, семья. Самое главное, надо понимать, что семья – это одно целое, все друг за друга, всё друг для друга. Необходимо осознать свой пол и жить соответственно природе, тогда подрастающий человек обретёт смысл жизни, и та любовь, к которой мы все стремимся, никогда не иссякнет.
Елена Иванова,
заведующая психологической
лабораторией ГБУЗ «Областная
психоневрологическая больница № 5»