Стресс возвращения
Ещё пара недель - и про сон до обеда можно будет забыть. Самое время перестраиваться. Даже взрослым после их коротких отпусков сложно вновь привыкать к рабочей обстановке. А для детей школьный режим после длительного отдыха и вовсе может оказаться болезненным.
Психолог социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Наталия Кобзева отмечает, что за три месяца лета дети теряют способность концентрироваться на одном занятии. У них снижается навык работы с информацией, а организм успевает "забыть" о том, как справляться с повышенными нагрузками, предпочитая находиться в режиме стихийного времяпрепровождения.
- Перестроиться с отдыха на ежедневный учебный ритм сложно не только младшему школьнику, но и старшекласснику, - подчёркивает Наталия Александровна. - Грядущее возвращение в школу в зависимости от опыта, личностных особенностей ребёнка и настроя родителей может вызывать как радостные эмоции, так и огорчения, тревожные переживания. Для того чтобы предотвратить стресс возвращения в школу в сентябре, необходим правильный психологический настрой как детей, так и самих родителей.
В первую очередь родителям следует позаботиться о соблюдении правильного режима дня, постепенно приводя детей к тому распорядку, каким он будет в течение учебного года. При этом к раннему подъёму нужно готовиться заранее, примерно за две недели до 1 сентября. Также необходимо день за днём снижать до минимума активный отдых. Например, в социально-реабилитационном центре дети летом были включены в активную досуговую программу, а сейчас педагоги постепенно снижают игровую нагрузку и плавно переходят к домашним заданиям по подготовке к школе.
Готовим руки
- Программа подготовки зависит от возраста и объёма учебных знаний ребёнка, - уточняет Наталия Кобзева. - С младшими школьниками педагоги в первую очередь "готовят" руку к письму. Педагоги центра работают по авторским программам, но и родителям доступны многие формы домашней подготовки: конструктор, сборка бус и изделий из бисера, различные шнуровки, мозаика, лепка из пластилина, штриховка и раскрашивание рисунков. Ну и, конечно же, работа в прописях, чтение. В центре есть прекрасная библиотека, воспитатели проводят с детьми различные интерактивные викторины, праздники, знакомства с новыми авторами и героями книжек.
Родители младших школьников также вполне самостоятельно могут посетить городские библиотеки. Совместные походы, посвящённые приобретению учебников, выбору канцелярских принадлежностей, школьной формы, дают возможность ребятишкам настроиться на грядущий учебный год.
Для детей постарше учебный год - это не только процесс получения новых знаний, но и постепенная подготовка к поступлению в колледж или вуз. Подростки, конечно, очень самостоятельные. Они уверены, что уже взрослые и помощь родителей им совершенно не нужна. Однако психологи всё же рекомендует родителям подумать вместе с их очень взрослыми детьми о плане профориентации. Поищите вместе информацию о профессиях и учебных заведениях в Интернете, обговорите возможность дополнительного обучения на курсах или у репетиторов, присмотритесь к психоэмоциональному состоянию своего чада. Возможно, имеет смысл обратиться к психологу до начала учёбы. Это необходимо как в случае эмоциональных проблем, так и для определения будущей профессии.
- Пора начать обучать своего подросшего ребёнка и умению планировать расходы, - рекомендует Наталия Кобзева. - Подготовьте вместе список школьных покупок, помогите рассчитать бюджет на то, что он хочет, спланируйте походы по магазинам.
Старшеклассникам пора учиться домашней экономике. Это пригодится в самостоятельной жизни, научит планированию. Заодно они потренируются в математике. В социально-реабилитационном центре, к примеру, в августе с подростками проводятся уроки финансовой грамотности совместно с волонтёрами фонда "МОСТ". А социальные педагоги учат ребят комплектовать школьные принадлежности, рабочие тетради, учебники для детей помладше.
Выученная беспомощность
- Все люди, вне зависимости от возраста, пытаются избегать ситуаций, когда ими недовольны, - говорит Наталия Александровна. - Каждый может привести по нескольку примеров, когда успешные родственники или друзья уходили с неплохой высокооплачиваемой работы только потому, что их там критиковали или ругали. Когда на вас кричат или постоянно показывают, как недовольны тем, что вы делаете, невозможно работать хорошо. А работать хуже, чем можешь, значит, не уважать себя. Дети переносят подобные ситуации ещё тяжелее, чем взрослые.
Мальчишек и девчонок очень часто ругают в школе. Зачастую и не по одному разу в день. Мамам и папам не стоит добавлять в их жизнь свою порцию негатива. Психолог центра отмечает, что задача родителей - научиться хвалить своих детей. Если, конечно, родители хотят, чтобы ребёнок был успешен в школе, в жизни.
- Хвалить трудно, - отмечает Наталия Кобзева. - Ругать проще, потому что когда мы ругаем ребёнка, то снимаем с себя ответственность, причастность к тому, что происходит у него в учёбе, да и в жизни тоже. В своей работе постоянно сталкиваюсь с детьми, для которых свойственна так называемая "выученная беспомощность". У таких детей хроническое ощущение, что не только сейчас плохо, но и дальше будет не лучше. Приходится обучать их "разучиваться" беспомощности, формировать у них навыки влияния на ситуацию, а родителей - обучать умению хвалить своего ребёнка. Хвалить не до самозабвения, а разумно.
Разумная похвала окрыляет и даёт веру в себя. Ребёнку похвала необходима для дальнейшего совершенствования. Дети, как и взрослые, ищут одобрения и поддержки. Они хотят, чтобы ими восхищались, радовались их успехам.
- Ради этих ощущений, радости и победы дети горы свернут, - заверяет психолог. - Но не ради оценок. Хорошие и отличные отметки, конечно, хорошо, но они не должны быть самоцелью. У Альберта Эйнштейна и Билла Гейтса тоже в школе были двойки, но это не помешало им добиться успеха в жизни. Для ребёнка важнее настрой на учёбу и желание ходить в школу. Вот над этим и нужно работать родителям.
Получить более расширенные рекомендации специалистов социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних можно по адресу: пр. Ленина, 140/2.