В техническом ВУЗе просто немыслимо получать лишь технические знания. Нельзя считать себя техническим специалистом с широким кругозором, не познав хотя бы основ мировой художественной культуры.
Помнится, как в 1970-е наш институт прославился не только в городе, но и за его пределами системой художественно-эстетического воспитания, созданной профессором Геннадием Гуном. Какие замечательные артисты, художники посещали МГМИ, выступали перед студентами, делились планами, вводили в храм высочайшей духовности.
Тысячи студентов в те времена прошли обучение в самодеятельных кружках, клубах, в хоре, в оркестрах и до сих пор с благодарностью вспоминают своих наставников. Система эстетического воспитания стала обязательным элементом учебного процесса. И молодежь, преподаватели с энтузиазмом откликнулись на новшество в нашем вузе.
Прошло время. Многое изменилось в мире и в стране. Сегодня значительную трансформацию претерпели ценности населения. С приходом западной массовой культуры студенты стали получать иные установки, чем раньше. Все больше юноши и девушки отходят от истоков классического искусства и культуры, традиций нашего народа.
С конца 80-х годов и вплоть до нынешнего времени телевидение, в определенной степени Интернет, отдельные средства массовой информации усиленно навязывают нашим молодым людям культ насилия, пропагандируют пошлость, низменные чувства, бездуховность. На первых порах многое пришедшее с Запада молодым было интересно, но постепенно они стали понимать, что жизнь становится намного богаче, если через качественную литературу, фильмы, картины смотреть на все происходящее.
Краски природы, воплощенные в полотнах великих художников, поэзия, построенная на личных переживаниях, песни, исходящие из души, музыка, затрагивающая глубинные, потаенные чувства,- это должно стать достоянием молодых. В век высоких технологий, инноваций всегда должно быть место настоящему искусству. Наша задача - привлечь к его познанию молодежь.
Неравнодушные люди университета еще до утверждения новой системы художественно-эстетического воспитания молодежи стали проводить поэтические гостиные, смотры молодых талантов. Причем и сами преподаватели рассказывали о глубоко личных творческих исканиях, читали свои стихи, исполняли авторские песни.
Поэтому у ряда преподавателей университета возникло желание вернуться к отдельным элементам прошлой системы эстетического воспитания и в новых условиях постараться возродить для молодежи утраченные ценности. Эта инициатива нашла поддержку и помощь со стороны ректора Валерия Колокольцева, советника ректора Геннадия Гуна и многих других руководителей.
Совсем недавно прошли первые интересные мероприятия, намеченные художественно-эстетическим советом университета. На факультетах экономики и права и механико-машиностроительном состоялись интересные лекции-беседы. По вопросам психологии восприятия искусства вела откровенный разговор со студентами опытный педагог доцент Татьяна Сычева. О певческой культуре поведал известный в городе музыкант Александр Никитин.
Студенты этих факультетов посетили в картинной галерее фотовыставку Екатерины Рождественской. Экскурсоводом выступила заведующая кафедрой культурологии и русского языка доцент, кандидат искусствоведения, председатель художественно-эстетического совета МГТУ Елена Курбан. В планах художественно-эстетического совета: по проекту студентов архитектурно-строительного факультета разработать и воплотить лучшие эскизы оформления второго этажа южного корпуса МГТУ.
Первые отзывы студентов говорят, что работа художественного совета проводится не зря. Молодежь тянется к высокой духовности, интересуется проблемами культуры. Впереди еще много интересных встреч с работниками культуры города и страны. Символично, что посвящение в студенты на этих факультетах будет проходить в театре оперы и балета, а не на дискотеке.
Будем надеяться, что с помощью ректората, энтузиастов художественно-эстетического совета, таких как Елена Курбан, Валерий Белов, Евгения Карпунина, Надежда Хоменко, Евгений Агапитов и многих других подвижников - иного слова и не подберешь, сумеем переломить ситуацию и приобщить молодых к истинным художественным ценностям. Сейчас оба деканата выявляют интересы студентов, желающих участвовать не только в массовых мероприятиях, но и в клубах по интересам, кружках, в хоре и других объединениях.
Надеюсь, что молодежь примет самое активное участие в новом деле. Уверен, что студенты не пожалеют и при всей загруженности учебными делами найдут время для духовного обогащения и творчества. Такое не забывается, и через всю жизнь они пронесут добрые воспоминания о студенческих годах.