В 2006 году в Магнитогорске начали готовить специалистов в сфере документоведения, архивоведения, документационного обеспечения управления и документирования деятельности кадровых служб. Чем живёт сегодня эта профессиональная среда, рассказала заведующая кафедрой документоведения и архивоведения МГТУ имени Г. И. Носова Светлана Великанова.
- Кафедра выбрала правильный путь по наполнению обучения практическими курсами, - считает Светлана Семёновна. - Причём курсы ориентированы не только на законодательную базу Российской Федерации и мировые стандарты, но и на овладение современными информационными технологиями в делопроизводстве и архивном деле. Когда-то председатели государственных аттестационных комиссий из Екатеринбурга и Челябинска журили нас за небольшое число теоретических работ и за то, что кафедра "слишком увлеклась" прикладными проблемами организации делопроизводства в конкретных компаниях. Но это был осознанный выбор, и он поспособствовал профессиональному росту и быстрой адаптации выпускников. Нам помогают ведущие специалисты города, которых приглашаем на защиту дипломных работ. С ними обсуждаем программы дисциплин, содержание практик. Огромное спасибо за поддержку кафедры и её выпускников начальнику отдела делопроизводства городской администрации Елене Собецкой, старшему менеджеру административного отдела ОАО "ММК" Радику Тулькибаеву, главному архивариусу архива металлургического комбината Светлане Белобородовой и другим коллегам. У них богатый опыт в управлении крупнейшими документальными, архивными фондами, и они щедро делятся знаниями с нашими студентами.
- Кем сегодня гордится кафедра?
- Гордимся своими "звёздными" выпусками. Поддерживаем с ними профессиональную связь. Многие работают в крупных компаниях Москвы, Санкт-Петербурга, Ханты-Мансийска, Новосибирска, Уфы. Есть среди них и руководители организаций, ведущие специалисты государственных органов управления. Это люди, постоянно ищущие и ответственные. Именно такими мы и хотели их видеть. И, безусловно, гордимся преподавательским составом, большая часть которого имеет учёные степени и звания.
- Трудно ли стать вашим студентом, учиться и, главное, устроиться работать по профессии?
- При хорошей подготовке по истории, русскому языку, обществознанию поступить несложно. Другое дело, что при сокращении бюджетных мест на все гуманитарные направления, в том числе на документоведение и архивоведение, обучение, как и в большинстве вузов, платное. В сложившейся экономической обстановке стоимость обучения в региональных университетах значительно ниже, а качество образования, как показала практика, ничуть не хуже, чем в столичных вузах. Трудно ли учиться? Бездельникам - да. Мы готовим своих студентов к профессиональным конкурсам. Недавно учащиеся второго и третьего курсов привезли из Екатеринбурга победу в командном и личном первенстве на олимпиаде и научной студенческой конференции. Это помогает выйти из стен вуза с солидным профессиональным портфолио, которое заинтересует работодателей. А вакансии есть всегда, так как работа с документами ведётся в любых организациях. И это конкурентное преимущество профессии. Кафедра активно способствует трудоустройству. Нередко поступают заказы на временную работу. Например, как выразился один из заказчиков: "Нужна срочная помощь документоведа!" Предлагаем студентам подработать. Часто они "приживаются" в этих организациях и становятся надёжными помощниками руководителей. Этому же способствуют учебная и производственная практики.
- Сложно ли сегодня подстраивать обучение под конъюнктуру рынка? Каковы перспективы развития кафедры?
- Готовим студентов к работе в компаниях любой организационно-правовой формы и типа. Не только исполнителей, но и аналитиков, способных проводить рационализацию документооборота как в бумажной, так и электронной форме. А главное, учим видеть за документами людей: ведь документ служит человеку, а не наоборот. Надо не плодить, а сокращать количество бумаг. В будущем планируем создать городскую гильдию управляющих документацией, которые смогли бы обмениваться новейшими профессиональными знаниями и технологиями, чтобы помогать государственным организациям и частным компаниям справляться с лавинообразным потоком и использовать документы как мощный актив, способствующий благосостоянию организаций. Именно к этому пришла мировая практика профессиональных сообществ - Международного совета архивов, Международной организации по стандартизации, Всемирной гильдии управляющих документацией, Архива Всемирного Банка.