В реальности отремонтирован сквер Трёх поколений, предметы по МГТУ возит специальный кар со встроенной картой. Школьники придумали волшебный конвейер и облегчили студентам понимание объёмных фигур начертательной геометрии.
Исторический квест
В честь дня детских изобретений редакция "ММ" побывала в кванториуме. В пять часов вечера там было многолюдно. Студенты МГТУ, где находится чудо-центр, уходили, а у школьников начались занятия. Мальчишки и девчонки общались, спорили, обсуждали необычные идеи.
Учащийся 8-го класса школы № 1 Александр Арефьев пришёл на встречу с красивыми беспроводными наушниками. Предположила, что слушает музыку или учит иностранный язык, но юноша к вопросу отнёсся насторожённо. Эта информация так и осталась его тайной. Зато рассказал, что уже успел с другими ребятами сделать робота-спасателя, а сейчас задействован в проекте по установке системы контроля данных. Обычно занимается этим по пятницам, четыре часа подряд. Говорит, бывает тяжеловато. Впрочем, распорядок учёбы, нагрузок и жизни в целом вполне его устраивает. В будущем мечтает стать веб-разрабочиком и делать приложения, которые помогут общаться или будут контролировать безопасность в городе. К IT-технологиям в семье ближе всего мама, которая трудится в компании интернет-провайдера. Отец - работник ММК.
Арсений Бондаренко из школы № 56 казался похожим на звёздного принца из сказки, которую он никогда не читал и не смотрел. У парня другие увлечения - математика, физика, компьютерная графика. А в день, когда общались, он с двумя молодыми людьми дорабатывал 2D-игру для международного проекта.
- Была поставлена задача акцентировать внимание на том, как игры могут помогать семье, - пояснил Арсений. - Придумали исторический квест, в котором несколько сцен с разными эпохами и знаменитыми людьми. Когда игрок их находит, они дают задания. И заодно выдаётся ключевая информация. Например, Гагарин первым полетел в космос, Менделеев создал таблицу. Уже неделю делаем, надо завтра закончить.
- Игру можно создать всего за неделю? - удивляюсь.
- Она же простая, - пожимает плечами юноша.
Кроме игр занимается робототехникой. Отметил, что любовь к точным наукам у него от мамы, которая преподаёт в МГТУ математику. Отец работает на металлургическом комбинате - тоже не гуманитарий.
Робот-медсестра
Мама Ильи Захарова больше помогает ему в общественно-социальной деятельности - в Российском движении школьников. Илья работает в медиацентре РДШ, занимается фото- и видеосъемкой, учит этому других. Отец трудится в ЛПЦ-11 на ММК.
- Он научил меня чертить схемы, что очень пригодилось при разработке проектов, - отметил школьник.
- Илья очень удивил меня тем, что пришёл, уже обладая навыками самостоятельного построения чертежей, высокой инженерной культурой, - признался наставник робоквантума Дмитрий Мазнин. - Такое редко встречается среди школьников. Между тем, чертежи - это необходимый элемент инженерных работ.
Илья увлечён робототехникой. Говорит, кванториум впервые увидел в Тюмени. Был впечатлён, и, когда такое же учреждение открылось в Магнитке, сразу же пошёл туда. Конечно, занимается не только в центре, расположившемся в МГТУ. Учится в 9 классе 59-й школы. Любимые предметы - физика, информатика и математика.
- Очень здорово, когда есть какая-то инженерная проблема и можно придумать, как её преодолеть, - считает Илья. - Например, в МГТУ часто приходится переносить какие-то предметы, иногда тяжёлые. И вот появилась идея создать транспорт, который это будет делать сам, с картой, системой навигации. К концу года доработаем его и будет ездить.
- Конечно, человечество умеет строить беспилотные транспортные средства, - признал Дмитрий Мазнин. - Вопрос в том, в какие сроки инженер может обдумать и реализовать свои проекты. Зачастую это случается годам к сорока. А главная задача кванториума - в опережающем развитии. Молодые люди могут попробовать раздвинуть горизонты своих возможностей в 14, 15 лет. Способны сделать серьёзные шаги в науке намного раньше, чем их предшественники. Представьте, едете на машине. Появляется берег реки. Дорога вроде бы продолжается, но вы не можете продолжить путь. Вынуждены строить лодку, плот, изобретать то, что позволит преодолеть состояние неудовлетворённости, продолжить делать то, что хотите. Это основа любого проекта в кванториуме - сделать невозможное возможным. А у Ильи уже два изобретения. Был конвейер, теперь идёт работа над транспортом. Появилась идея о взаимодействии нескольких роботизированных систем на колёсах.
Мыслят дети не в одиночку, а в проектной группе. Кстати, некоторые команды уже сейчас строят робота-помощника палатной медсестры и косильщика. У юных изобретателей появились мысли о транспортном роботе с манипулятором, через который можно перегрузить информацию и задачи с одного объекта на другой.
- Моя задача как наставника вести работу так, чтобы ребята достигали нового при взаимном сложении собственных навыков, знаний, умений, - подчеркнул наставник робоквантума. - И чтобы их установки были не только для проектов и состязаний, но и можно было провести испытания в реальных условиях, применять на практике.
Космическая информация
Поблизости активно общались мальчишки и девчонки из другой команды. Семиклассницы Лия Павлова и Виктория Сусанина энергично говорили про модель солнечной системы. Заинтересовали. Оказалось, они занимаются разработкой приложений с дополненной реальностью. Самый любимый проект как раз и посвящён планетам. Для пользователя там всё просто. Нажимаешь на метку - появляются кнопки функционала, в каждой из которых космическая информация. А ещё они занимались проектом, посвящённым начертательной геометрии для студентов 1 и 2 курса. Сделали 3D-модели фигур, и теперь предмет стал более наглядным, понятным.
Школьницы создали и приложение для сквера Трёх поколений. В виртуальной реальности там появились интересные места, а также начали продавать мороженое.
- Обратили внимание, что там вообще ничего нет, кроме скамеек и де ревьев, - рассказали Лия и Вика. - С нашим приложением можно надеть 3D-очки и погулять по усовершенствованному скверу, отремонтированному и преобразованному. Мы его перестроили. Кстати, там можно даже квест пройти.
Благодаря удачным проектам девушки бесплатно съездили в лагерь Анапы. Теперь нацелились на Артек. Там, правда, командная работа не рассматривалась. Так что работали отдельно. Лия сделала модель аэропорта будущего с шестиугольным полем для взлётов и посадок, продуманной инфраструктурой, парковкой вокруг. А Вика спроектировала ракету, которая способна утилизировать космический мусор.
Когда уходила из кванториума, школьники ещё продолжали обдумывать идеи и разрабатывать новые проекты. А мне бы точно пригодилась умная машина Ильи Захарова или хотя бы просто система навигации, рассчитанная именно на МГТУ, с большими стрелками и надписями: "Выход на проспект Ленина", "Карла Маркса" и так далее. Может, кто-нибудь из юных изобретателей возьмётся…