ДЕПУТАТЫ областного Законодательного собрания приняли постановление «О внесении изменений в некоторые законодательные акты области в сфере социальной поддержки отдельных категорий граждан».
Выступая перед депутатами, вице-губернатор области Роман Панов подчеркнул, что существенные изменения вносятся только в закон «О мерах социальной поддержки ветеранов в Челябинской области». Речь о замене льгот, предоставляемых в натуральном виде, на денежную выплату (монетизацию). Предлагается ежеквартально выплачивать 600 рублей, то есть 200 рублей в месяц, или 2400 рублей в год. Эти средства предназначены для оплаты проезда в городском пассажирском транспорте (кроме такси), пригородных и междугородных маршрутах (внутрирайонных и внутриобластных), железнодорожном транспорте пригородного сообщения. По словам Романа Панова, причин для монетизации транспортной льготы несколько.
Первая. Лишь четыре региона РФ, в том числе Челябинская область, не провели монетизацию, из-за чего лишились дотаций федерального бюджета. Льготники ежемесячно приобретали проездной за 230 рублей, разницу должна была компенсировать Москва. По расчетам правительства, потери областного бюджета за последние два года составили 240 миллионов рублей.
Во-вторых, по решению губернатора, на компенсацию проезда в текущем году направлен один миллиард 321 миллион рублей, а не 550 миллионов, как в прошлом. В перерасчете на одного регионального льготника это около 200 рублей, что сопоставимо с затратами в других субъектах РФ. В Тюмени льготники получают компенсацию в размере 135 рублей, селяне – 75. В Новосибирской и Томской областях – 150 рублей, в Башкирии – 200.
В-третьих, натуральной льготой большинство пользовалось либо ограниченное число раз, либо не пользовалось вообще. 250 тысяч региональных льготников из 580 тысяч – старше 70 лет. Порядка 90 тысяч проживают в сельской местности. Из трех тысяч опрошенных только 200 человек активно пользовались льготой.
297 тысяч федеральных льготников были лишены права выбора – им выплачивалась ежемесячная денежная компенсация. Но за 230 рублей льготный проездной приобретали от семи тысяч человек – зимой до 17 тысяч – летом. От общего числа льготников это 2,5–5,7 процента. Депутаты, обсуждая закон, обратили внимание на главный положительный момент – правительство продумало меры, не позволяющие ухудшить положение пенсионеров. Втрое больше, чем год назад, выделено денег на компенсацию садовых перевозок. Впервые и заранее выделены средства муниципалитетам, чтобы власти на местах за счет областных денег могли организовать льготные садовые маршруты. В прошлые годы такую поддержку оказывали только Челябинску. На эти цели выделено 30 миллионов рублей, в 2007-м – 8 миллионов 800 тысяч.
Втрое увеличены средства, выделяемые железной дороге на проезд 18 тысяч садоводов к своим участкам электричками. Для пенсионеров ничего не изменится: они будут покупать билет за 30 процентов стоимости. Совместно с министерством здравоохранения намечены меры поддержки тех, кто часто выезжает на лечение. В прошлом году учреждениям соцзащиты выделено 50 автомобилей для доставки пациентов в центральные районные больницы. В течение мая часто передвигающиеся региональные льготники должны быть обеспечены проездным, по которому в течение месяца можно ездить неограниченное количество раз.
– Закон нужный и важный, – прокомментировал итоги заседания председатель Законодательного собрания Владимир Мякуш. – В ходе обсуждения депутаты признали, что большинство населения выиграет… Людям предоставлено главное: право выбирать между деньгами и льготным проездным билетом. Но есть, как говорят в народе, «большое но». Надо признать: жители области не были правильно проинформированы о таком важном законе, его особенностях. Поэтому появились волнения, пенсионеры вышли на улицу. Мы встретились с пикетчиками, разъяснили позицию депутатов, правительства… Разговор получился конструктивным. Мы договорились с представителями пикетчиков встретиться в первой декаде июня, посмотреть, как идет реализация этого закона, чтобы сообща устранить возникшие недостатки. Так и надо было действовать сразу – рассказывать, растолковывать… Мы проанализируем ситуацию, чтобы впредь не допускать подобных ошибок.
ОЛЬГА БЕЛОВА. Фото АНДРЕЯ СЕРЕБРЯКОВА.
P.S. Вчера губернатор области Петр Сумин принял решение о создании рабочей группы, которая займется реализацией комплекса мер по переходу на денежную компенсацию за проезд в общественном транспорте для региональных льготников. По поручению губернатора рабочую группу возглавит его первый заместитель Андрей Косилов. В ее состав войдут заместитель губернатора Роман Панов, министр финансов Виктория Голубцова, министр социальных отношений Надежда Гартман, министр строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Валерий Шопов, управляющий пенсионным фондом Виктор Чернобровин, начальник ЮУЖД Владимир Молдавер.