Александру Морозову всего 43, но среди депутатов он давно не новичок. Вот кто легко может объяснить, чем парламент первого созыва отличался от второго и третьего, потому что работал во всех трех. Прошлогодней весной Александр Морозов дважды получил вотум доверия: сначала от избирателей, затем – от коллег-депутатов. Новый статус позволяет другими глазами посмотреть на внутреннюю жизнь депутатского корпуса.
– Александр Олегович, чуть больше года назад, на первом заседании городского Собрания третьего созыва, вы впервые заняли кресло председателя. Не скрою, непривычно было видеть вас на первых порах в новой роли. Сами-то быстро освоились?
– Только плохой актер не волнуется, выходя на сцену. Два первых заседания и мне было непривычно. Естественно, сильно волновался. Понимал, какая выпала ответственность, чувствовал, как внимательно приглядываются ко мне коллеги-депутаты, работники городской администрации и пресса. К третьему заседанию это состояние прошло.
– Если судить по персоналиям, состав городского Собрания мало изменился. Есть ли отличия, незаметные постороннему глазу?
– Главное, что можно отметить, – рост профессионального уровня депутатов.
– Но свежая кровь-то в любом случае нужна…
– Для большинства тех, кто избран, статус и возможность регулярно появляться в Доме Советов совсем не важны. Видно, что депутаты пришли сюда ради работы, а не самоутверждения. Взять хотя бы председателей постоянных комиссий, на которых всегда можно положиться. Они – фундамент городского Собрания.
– Депутаты – народ занятой. У них на основной работе дел невпроворот, а тут еще и общественная нагрузка. Памятное заседание, проходившее в день солнечного затмения и отложенное из-за отсутствия кворума, не об этом свидетельствует?
– Не делает чести депутату отсутствие на общем заседании. Раз в месяц можно спланировать рабочий график так, чтоб на этот день не выпадали командировки. Не хватает времени знакомиться с документами, которые мы принимаем, – надо забирать их домой, изучать после работы. Или заводить грамотных помощников, которые могут профессионально разобраться в сути вопроса. Надо уметь организовывать работу – иного выхода нет.
– Депутаты справляются с цейтнотом?
– Думаю, что да. Выручают жизненный опыт и профессиональные качества.
– Какие оргвыводы сделаны после того, сорванного, заседания?
– Состоялся жесткий мужской разговор с депутатами, которые могли бы и не пропустить заседание. Надеюсь, они поняли свои ошибки.
– Ничего нет хорошего в том, что заседание тянется долго. Но когда оно завершается через час-полтора – это вызывает недоумение. Возникает ощущение, что принятие решений поставлено на поток… Куда вы так спешите?
– Нет такого, чтоб депутаты смотрели на часы и отпрашивались, ссылаясь на неотложные дела. Быстрое принятие решений – плюс нашего Собрания. Значит, депутаты ударно поработали в комиссиях и сняли все вопросы.
– Если противоречия остались и это грозит затяжными спорами, предпочтете сэкономить время?
– На общем заседании принять взвешенное решение сложно. Представьте, что депутаты внесли много дельных предложений. Где гарантия, что, поддавшись эмоциям, мы выберем не те и ошибемся?
– Довольно часто приложением к принятой повестке идут вопросы, рассмотрение которых отложено. Их список сопровождают ремарки – «документы не подготовлены администрацией». Как это расценивать? Как критику исполнительной власти?
– Это критика нерасторопных чиновников. Случалось, что за документ, который мы должны были принимать весной, голосовали в конце года. Так произошло, например, с программой развития физкультуры и спорта. Иной раз администрация не успевает внести изменения потому, что депутаты внесли много поправок. Если времени до заседания осталось мало, а комиссия по разрешению спорных моментов собраться не успевает – откладываем вопрос.
– Можно ли говорить, что такая практика вошла в систему?
– Пока избежать этого не удается, но тенденция к улучшению есть. Вообще, в городской администрации – профессиональная команда, с которой приятно работать.
– В подготовке решений участвует и аппарат городского Собрания. Как вы оцениваете его работу?
– У меня есть претензии к подчиненным, но в целом аппарат работает четко. Мы на четверть сократили штат, провели небольшие перестановки, и это положительно сказалось на работоспособности.
– Кроме администрации и городского Собрания, принимает ли еще кто-нибудь участие в нормотворческой деятельности?
– Возможность есть у каждого, в том числе и у партий. Но политически активные граждане предпочитают кричать на митинге в мегафон, а не выступать с грамотно сформулированными предложениями. Из политических партий этим правом воспользовалась только «Единая Россия», где наиболее сплоченная команда и профессиональные кадры.
– Политическим страстям в городском парламенте не место, все-таки это – не Госдума. Но тем не менее фракция «Единой России», в которую входите и вы, у нас есть. Какую роль она играет?
– Непосредственного влияния на работу это не оказывает, просто депутаты посчитали нужным заявить о своих взглядах. Ничто не мешает сторонникам других партий сделать то же самое. Только бы не бегали по залу с флагами и не превращали заседание в митинг.
– Депутатов Госдумы мы теперь будем выбирать от партий, депутатов Законодательного собрания выбирали по смешанной системе – от партий и одномандатных округов. Не стоит ли по какой-то из этих схем выбирать и городское Собрание?
– Ни в коем случае. Убежден, что должны быть только одномандатные округа. Пусть места в городском Собрании оспаривают не партии, а личности.
– От изменений в налоговом законодательстве больше всего пострадали муниципальные бюджеты. Магнитогорск, наполняющий областную казну почти наполовину, – больше других. Готово городское Собрание взаимодействовать с областными депутатами ради возврата денег?
– Магнитка давно и справедливо считает себя обделенной. Так будет, пока не изменится федеральное законодательство, а государство и правительство не повернутся лицом к местному самоуправлению. 131-й закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» принят, но деньгами не подкреплен. Нет, чтоб федеральной власти установить четкие правила. Вот вам сумма для выполнения полномочий на муниципальном уровне. Допустили нарушения, потратили деньги нецелевым образом – будете наказаны. Раз таких правил нет – выходим на наших депутатов областного Законодательного собрания. В идеале им бы законы принимать, а не выступать в роли просящих и требующих. Но пока без этого не обойтись.
– Разговоры о несправедливом распределении денег идут много лет. Ровно столько же нас в центре не слышат. Нет ощущения, что стучимся в закрытую дверь?
– Сам факт принятия 131-го закона и признания государством местного самоуправления – большое достижение. Движение есть, но очень медленное. Магнитке еще повезло с комбинатом, а в других городах и поселках ужас что творится – все рушится и валится. Федеральный центр и область рекомендуют нам развивать малый бизнес. Хорошо, будем развивать, но ради чего? Городской бюджет от этого мало что получит.
– В начале года, помнится, председатели тридцати городских Собраний предупреждали премьер-министра Фрадкова, что зиму муниципальные образования могут не пережить – настолько изношены коммунальные сети и дома…
– И это обращение на самый верх не единственное. Прошлым летом, заручившись поддержкой Павла Крашенинникова, выходили на Михаила Фрадкова и Бориса Грызлова. На все запросы один ответ: ремонтируйте за счет собственников и местных бюджетов. Разве нам потянуть эти расходы, когда 70 процентов жилфонда изношено, а на его ремонт требуется два миллиарда рублей. Мы в бюджет текущего года смогли заложить лишь 110 миллионов. Никто не говорит о том, чтоб все расходы взял на себя федеральный бюджет, но почему не решить проблему совместными усилиями центра, области и города?
– Люди, мало знакомые с особенностями бюджетного процесса, не разделяют власть на федеральную, областную и местную. Местная ближе, и весь гнев обрушивается на нее. Не обидно, когда оказываетесь без вины виноватыми?
– Пытаемся объяснить, не всегда понимают. Но депутаты – народ тертый, и не такое переживали.
– Представительские функции – важная составляющая работы председателя. Вам нравится быть в центре внимания?
– Вот посмотрите (встает и показывает на стопку деловой литературы на рабочем столе – прим. автора), сколько всего надо почитать по работе, а времени не хватает. Представительские функции, конечно, отнимают время, только от них не уйти. Не люблю тусовки, но надо же выразить уважение к людям, которые приглашают. Встречи с горожанами необходимы и мне как председателю. Я должен знать, что беспокоит людей. Эта информация необходима городскому Собранию для принятия решений.
– Ваше участие в разного рода форумах, проходящих в других городах, какую преследует цель?
– Это возможность обменяться опытом с коллегами, узнать, как устроена система власти и принятия решений в других городах. Сравниваешь и понимаешь, где мы тормозим, а в чем опережаем.
Беседовал Дмитрий СКЛЯРОВ.