– Все, что относится к собственности, – близко сердцу, – философски заметил председатель комиссии по муниципальной собственности и земельным отношениям, депутат 22-го округа Владимир Скрипка, выслушав очередного собеседника.
Вторая по счету «прямая линия», которую «Магнитогорский металл» проводит совместно с информационно-аналитическим отделом городского Собрания, получилась, по сути, тематической. Стоило избирателям узнать, чем занимается в городском парламенте Владимир Скрипка, как тема разговора сложилась сама собой. Приватизация жилья, выделение земли под строительство, «дачная амнистия» – вопросы множились, словно под копирку. Когда любопытство телефонной аудитории было удовлетворено, настал черед журналистских вопросов. На рассказ о повседневной работе комиссии у Владимира Скрипки ушел еще час.
– Владимир Эдисонович, как депутат двух созывов можете оценить изменения, которые произошли со сбором земельного налога?
– Мы работаем в условиях, когда законодательство постоянно меняется, – подчеркнул Владимир Скрипка. – Вступили в силу новый Земельный кодекс, закон о местном самоуправлении, а также изменилось жилищное и налоговое законодательство. Эти нормативные акты повлияли на принципы подхода к формированию муниципального имущества, владению, пользованию и распоряжению им. У нас задача одна – создание условий для эффективного управления муниципальной собственностью: муниципальными предприятиями и учреждениями, акциями, принадлежащими городу, помещениями и землей. Если говорить о землепользовании, то основным источником дохода в местный бюджет являются поступления от земельного налога и арендной платы за землю. Ежегодно устанавливаются новые базовые арендные ставки, ранее применяли экономическое зонирование… Используя эти инструменты, удалось увеличить поступления в бюджет в несколько раз и равномерно рассредоточить бизнес по территории города. Различными ставками мы стимулировали быстрое освоение новых районов предпринимателями.
– Все ли резервы исчерпаны?
– Нет, не все. Территория Магнитогорска – почти сорок тысяч гектаров. Мы имеем порядка тринадцати тысяч гектаров, не вовлеченных в градостроительную и иную деятельность. Многие участки переданы кому-либо, но не используются. Поэтому необходимо формировать эффективную систему контроля за использованием земельных участков. Закончить инвентаризацию переданных земельных участков, у которых истекли или не выполнены сроки, а также условия передачи, отменить по ним распоряжения. Необходимо установить, есть ли в городе свободные земли.
Закон позволяет нам реализовывать землю на аукционах, благодаря чему бюджет получает дополнительные средства. По моему мнению, этот механизм используется недостаточно. Сколько мы ни обращали внимания предыдущей администрации на необходимость проведения торгов по земле, они не проводились. Это привело к реальным потерям для бюджета города. Сейчас ситуация меняется к лучшему. Считаю, что реализацию земельных участков на аукционах надо проводить в соответствии с градостроительным планом, повышать их инвестиционную привлекательность. И при этом не всегда следует торопиться.
– Не следует торопиться потому, что цена на землю растет и нет смысла разом выставлять ее на торги?
– Сначала надо понять, чем мы владеем, где у нас резервы, и определиться с очередностью участков.
– Для того и принято на сентябрьском заседании городского Собрания Положение о земельном контроле…
– И о земельном контроле, и о порядке управления муниципальным имуществом. Оба документа дают возможность администрации регулировать отношения в этой и других сферах. Если говорить про Положение о земельном контроле, то оно поможет разобраться со многими проблемами. Это и целевое использование, и захламленность земель, и нарушение правил застройки и прав собственности… Бизнес должен знать: есть нормы, которые нельзя нарушать.
– Что можно сказать об эффективности использования собственности?
– Главное – своевременно принимать правильные решения. Вспомните, как еще в 2003 году депутаты понизили базовые арендные ставки на 30 процентов ради того, чтобы сборы выросли на 15 процентов. В результате получили увеличение доходов в бюджет не 15 процентов, а 50. Мы не просто выиграли на обороте, но и снизили социальную напряженность. Бизнес получил толчок к развитию, отсюда – новые рабочие места, дополнительные предложения в сфере услуг населению, рост зарплаты и поступлений в бюджет от подоходного налога. Я за то, чтобы деньги делали деньги…
– Механизм приватизации имущества заработал... Между тем, доля муниципального имущества уменьшается. Когда будет приватизировано все, как будем пополнять городской бюджет?
– Варианты есть. Выделяется, например, земля под индивидуальное строительство. Важно, чтобы часть средств на прокладку коммуникаций выделялась не из бюджета. Точно так же строительство социальных объектов – детских садов, школ – можно частично вести за счет частных застройщиков. Проводя конкурсы, город должен оговаривать условия возведения вместе с жильем социальных объектов. Второй момент. При постепенной приватизации сферы ЖКХ мы можем часть объектов реализовать будущим частным коммунальным предприятиям либо оставить долю собственности городу. Если ею правильно управлять, можно получать неплохой доход. В Москве власти это широко практикуют, у нашей администрации почему-то не получается.
– Довольно часто город, наоборот, расстается со своими долями по причине того, что они незначительны.
– В основном, так, но бывает и по-другому. К примеру, передали предприятию помещение, потом оно увеличило уставной капитал, хотя муниципальное имущество вносили по старым ценам. Так, 30 процентов доли превращаем в пять, а потом разводим руками… Надо по каждому объекту работать.
– Часто складывается впечатление, что хоть мы и называемся местным самоуправлением, прав у нас не так много. На последнем заседании споры вызвал вопрос о передаче помещений федеральной миграционной службе. Выходит, мы федералам должны все отдавать, а взамен что?
– Мы им в собственность ничего не передавали, город передал помещение лишь в безвозмездное пользование в части аренды, то есть не будет брать арендную плату. В свою очередь, федеральная служба найдет деньги на ремонт и оснащение. Если не найдет, договор будет расторгнут.
– Но передавать были обязаны?
– Если та или иная организация занимала помещения до октября 2003 года, мы обязаны передавать. Если не занимала – не обязаны. Вообще, это здание – муниципальная собственность, и неправильно считать, что мы не хозяева.
– Выходит, это обывательское представление, что мы вышестоящим структурам все отдаем и отдаем…
– Ни пяди земли и помещений по своей воле не отдадим никому. Будем сами эффективно использовать собственность – резервов тут еще много.
– Сегодня большинство вопросов избирателей касались собственности на землю. Вас это не удивило?
– Нет, не удивило. Это еще раз подчеркивает, что интерес к земле огромен. И не только со стороны бизнеса. Горожан волнуют вопросы как приобретения земельных участков, так и порядок оформления прав собственности.
– Понятно, что для депутатов нет «своих» и «чужих». И все-таки, ведете ли вы в комиссии статистику?
– Около трети вопросов, которые рассматривало городское Собрание прошлого созыва, касались земли и собственности. Мы приняли ряд документов, позволивших урегулировать отношения в этой сфере и увеличить доходы в бюджет. И денежные поступления увеличились в несколько раз, и был наведен порядок. Когда-то всеми муниципальными помещениями в городе занимались ЖРЭУ, а 60 процентов арендаторов были льготниками, отчего бюджет нес прямые потери. Как только перевели собственность в муниципальную казну, поступления от использования имущества выросли в разы. При этом ставки арендной платы не пересматривали.
– Как прокомментируете тот факт, что городское Собрание наконец-то приняло положение об уличной рекламе?
– Было время, когда существовало старое положение, потом, осенью 2002 года, мы приняли новый документ. Была проведена инвентаризация, оказалось, что в городе имеется 1300 рекламных мест, а договоров заключено лишь 400. И с полутора миллионов рублей в год поступления увеличились до десяти миллионов. Надо сказать, что новое положение администрация готовила слишком долго. Наконец вышли изменения к федеральному закону о рекламе, где многие моменты были уже прописаны. Это намного упростило нашу задачу, в результате положение об уличной рекламе уместилось на нескольких листочках. В новом положении депутаты добавили полномочия администрации, в том числе в вопросе регулирования ставок. Планируем увеличение поступлений в бюджет до 20 миллионов рублей. Будет стимулирована установка современных рекламных конструкций. Если у рекламодателей будут замечания и претензии, наша комиссия готова их рассматривать. Опыт работы с обращениями граждан у нас большой: по вопросам земли и собственности физические и юридические лица обращаются регулярно. Депутаты всегда открыты для контактов с избирателями.