Открытию федерального семинара клуба "Многонациональная Россия" предшествовали трагические события, которые заставили подбирать слова и выражения даже историка, политолога, религиоведа, телеведущего Максима Шевченко, чья программа "Судите сами" одна из немногих на российском ТВ остается площадкой для публичных дискуссий.
Ни грамма подвоха
Каким угодно, но тихим городок Московский в двадцати минутах езды от МКАДа никак не назовешь: к гулу то и дело поднимающихся самолетов из соседнего Внукова привыкли, кажется, только местные. Но и они последнее время на шум неба реагируют по-особенному. Что уж тут говорить об участниках семинара, первый день которого по воле злого рока совпал с беспрецедентной авиакатастрофой под Смоленском. Еще раньше, до гибели политической элиты Польши, Россию потрясли взрывы в столичном метро и террористические атаки в Кизляре. И это только те события, что попали на первые полосы всех изданий. А есть и такие, которые взбудоражили отдельные регионы страны - не менее значимые, но менее растиражированные: в середине марта в Черкесске убит один из лидеров молодежного движения "Адыге-Хасэ" Аслан Жуков, и последовали народные волнения. Почему вдруг все эти факты поставлены в один ряд при их, на первый взгляд, содержательной удаленности? Они обращают нас к национальному вопросу, решением которого в нашей стране, по мнению члена комиссии Общественной палаты РФ по межнациональным отношениям и свободе совести Максима Шевченко, на высшем уровне никто не занимается.
Участниками встречи с руководителем рабочей группы по делам Северного Кавказа, которым в дополнение к прочим общественным постам является Шевченко, стала молодежь России из 52 регионов страны - лидеры общественного мнения, представители этнических групп, журналисты, преподаватели и исследователи. Словом, неравнодушные.
- О чем говорить-то будем: о межнациональных отношениях, о проблемах в них? А разве они есть? - провокационно начал Шевченко, вызвав улыбку и у большинства сидящих, у кабардинцев с балкарцами в частности.
Однако в его словах не было ни грамма подвоха, в чем Шевченко дал убедиться в ходе почти четырехчасовой встречи, которая поначалу развивалась как монолог, но переросла в бурное обсуждение. Удивительная вещь: многое из того, что произнес в тот день приглашенный гость, я уже слышал накануне. Но не из СМИ или от официальных лиц, а от людей, вошедших в клуб. Таких, например, как Ваддах Ал-Джунди из питерского общества граждан сирийского происхождения.
Не имеет смысла пересказывать весь диалог с общественниками, но передать его весьма хотелось. Как признался на семинаре лидер молодежной карачаевской организации, цитаты из Шевченко он использует на неформальных встречах со своими сверстниками. Что собой представляет национальный вопрос, почему он замалчивается, кому это выгодно и чем это может обернуться для России - в нескольких мнениях автора "молодежного подстрочника". И, как говорится, судите сами.
А вокруг тишина…
- Часто бываю на разных форумах. На них принято говорить, что Россия является образцом мирного существования разных народов и религий. Конечно, это полная чушь. Россия была военной империей, железным сапогом подминала под себя народы. Мирное присоединение Кавказа к России привело к тому, что на Западном Кавказе было уничтожено 90 процентов коренного черкесского населения.
Национальная политика Российской Федерации во многом наступает на те же грабли, что и дом Романовых, с очень важными отличиями: нет больше никакой такой армии, которой бы боялись или уважали народы огромного пространства. Нет аристократии, которая имела бы авторитет. Есть разве что деньги…
Мы идем по самому дурацкому и бессмысленному пути: не говорим о реальных проблемах, выдаем конфликты в молодежной среде, стычки скинхедов с гастарбайтерами за главные проблемы. Хотя это следствие пятой степени настоящих проблем. Мы не оформили статус национальных групп и сообществ. Отсутствие в стране министерства по делам национальностей кажется мне абсурдным. В Осетии, где я недавно был, такое ведомство есть. И если бы его там не было, в Осетии произошла бы катастрофа.
Другие университеты
- Важнейший формат национальной политики - единая система образования. Между тем вышедший 131-й закон о местном самоуправлении наносит по стране удар за ударом. В теории его предложение звучит так: давайте переведем школы и больницы на местное финансирование. На практике сельские учреждения нищают и закрываются: за два года по стране закрыто 40 тысяч школ.
Ввели подушную оплату работы учителя. А как выжить школам в аулах, где всего 25 учеников? Чиновники в московских кабинетах отписали: мол, обеспечим учеников автобусом до районных школ. Однако они не понимают специфики регионов. Ни один здравомыслящий родитель не отпустит своих детей по местным дорогам смерти.
Господин Фурсенко полагает, что школа - это место "технологической" подготовки молодого человека к следующей жизни. Я-то считаю, что это институт воспитания гражданского сознания. С закрытием школы селу "крышка" не настанет: на смену учителю придет другой человек, который и ислам истолкует, и расскажет юному чеченцу, каким образом нужно отстаивать независимость.
В советское время жителю бурятской глубинки поступить в московский университет было проще, чем мне - москвичу. Он шел по нацнабору - практически без экзаменов. И я считаю, что это правильно. До сих пор нам не позволяет перерезать друг другу глотки наличие ресурса, подготовленного советской властью. Но на смену ему однажды придут другие личности, которые учились в других университетах. И Саакашвили тому пример.
Редиска из Израиля
- Недавно захожу в маленький продуктовый магазинчик - лежит редиска… из Израиля. Заметьте, это не торговая сеть даже. Что, у нас в Краснодарском крае редис не выращивают? Прилавки заполнены мясом из Аргентины, но не из Кавказа, где скотоводство имеет вековые традиции. Но мы упорно обсуждаем скинхедов.
Национальный вопрос - это ширма. Причина всех известных мне конфликтов в законах, которые не ориентированы на многонациональную структуру. Кому это выгодно? Есть силы. И внешние, и внутренние. Внутренние - кланы, которые наживаются на коррупции, клянчат деньги на развитие "проблемного" региона. Да на деньги, что отправлены на Кавказ за последние 20 лет, можно было построить десять Шанхаев с современной инфраструктурой.
Пример Дагестана
- Я сторонник того, чтобы в государственной школе преподавали и Закон Божий, и основы шариата, и иудаизм, и основы других вероисповеданий, если в школах есть кадры и потребность. Приведу пример Дагестана. В республике с небольшим бюджетом 14 языков являются государственными. И правительство поддерживает издание газет на всех этих языках и преподавание на них в школах. Разве это не прообраз внятной национальной политики в России? Рано или поздно каждый человек обязательно задает себе вопрос: кто он такой. А что, если он не узнает своего родного языка, а с ним и национальной культуры? Придут радикалы и объяснят ему, кто в этом виноват.
Убежден, что два человека, какой бы они ни были национальности, смогут найти общий язык. Нужно только знать и уважать обычаи и традиции дома. Я понимаю, как разговаривать с татарином, как с украинцем. Но как разговаривать с россиянином? Может, вы мне объясните?
Впрочем, объяснений Максим Шевченко так и не дождался. Зато ему самому пришлось "отдуваться" за правительство, отвечая на вопросы многонациональной России. К примеру, почему якуты могут позволить себе ежемесячно летать в Корею, но не в Москву, куда стоимость билетов равна 40 тысячам рублей. Или почему в стране выпущено 22 учебника по истории, а на изучение Великой Отечественной программой отпущено целых три часа.
Для тех, кто полагает, что все эти вопросы касаются кого-то другого, жителя какой-то другой республики или области, но не его лично, озвучу тему дебатов, которые состоятся в МаГУ в конце месяца: "Мы русские: гордиться нам или стыдиться?" К слову, постановка вопроса вызвала шок у кавказских одноклубников.