НИКАКИХ финансовых откровений родительское собрание в школе № 40 сначала не предвещало.
Собираясь в актовом зале, родители еще не знали, что сюда же приехал вице-президент по финансам и экономике ООО «Управляющая компания ММК» Владимир Шмаков. Вообще-то первоначальная цель визита была другой. Комбинат издавна шефствует над образовательными учреждениями города, которым ежегодно оказывает помощь. В общей сложности – на несколько миллионов рублей.
Хоть хозяйство у вице-президента огромное и хлопотное, проблемы образования из вида он не упускает. Вот и сейчас разговор с педагогическим коллективом шел о том, что сделано, а что вместе с шефом-комбинатом еще предстоит. Желание побывать на родительском собрании родилось само собой и явно было не «по сценарию». Правда, настороженность первых минут развеялась быстро.
– Я коренной магнитогорец, – начал Владимир Шмаков, и взгляд присутствующих чуть смягчился.
– Родился в семье педагогов.
Школьные учителя понимающе закивали головой.
– После окончания школы поступил в Магнитогорский горно-металлургический институт имени Г. И. Носова на специальность «Обработка металлов давлением». Окончил его с красным дипломом.
Одна из родительниц пришла с сыном-студентом и не упустила шанса шепнуть ему про то, что в вузе главное не «корочки», а знания.
– Трудовую карьеру начал вальцовщиком, прошел долгий путь до начальника листопрокатного цеха № 3, – продолжал Владимир Иванович.
Женщина, не отрывая взгляда от вице-президента управляющей компании ММК, шепнула сыну пару слов. Видимо, народную мудрость про терпение и труд.
– В 1994 году перешел в управление инвестиций, а в 2000-м – в управление экономики ОАО «ММК».
Родительница многозначительно молчала, сын-студент мечтательно смотрел в потолок.
– Поступил в аспирантуру и защитил кандидатскую диссертацию, затем получил второе высшее образование и через несколько лет стал директором по экономике и финансам ОАО «ММК». Сейчас являюсь вице-президентом по финансам и экономике управляющей компании ММК.
Мужчина во втором ряду открыл школьный дневник своего ребенка. Нашел в конце дневника оценки за четверть и обвел кружком четверку по математике с кратким комментарием: «Исправить!»
– Женат. Один раз.
По залу пронесся одобрительный женский вздох.
– Сын заканчивает пятый курс МГТУ. Очень надеюсь, что скоро он придет работать на комбинат и станет потомственным металлургом.
Студент перестал мечтать о карьере и недоверчиво посмотрел на кандидата в депутаты. Поняв, что топ-менеджер ММК серьезно намерен отправить собственного сына в рабочие, снова возвел глаза к небу.
Дальше Владимир Шмаков провел небольшой ликбез по взаимоотношению бюджетов разного уровня.
– Депутаты областного Законодательного собрания от Магнитки Виктор Рашников, Геннадий Сеничев и в недавнем прошлом Андрей Морозов вносят большой вклад в реализацию программ развития города, – просветил публику вице-президент. – К сожалению, российская налоговая система такова, что город не областного уровня не может рассчитывать на большой бюджет. Наш комбинат, например, отдает в виде налогов одиннадцать миллиардов рублей: десять уходят в областной бюджет и только один остается в распоряжении города…
Мужчина во втором ряду начал рисовать столбик из цифр на обложке детского дневника.
– Но мы знаем, что эти деньги несоизмеримы с вкладом нашего города в экономику всей области. Магнитогорск формирует 24 процента областного бюджета, поэтому нужно добиваться возвращения денег в наш город. Городские программы должны работать по принципу софинансирования из трех источников – федерального, областного и местного.
Мужчина подвел под столбиком с цифрами итог и кивнул в знак согласия. Взгляд присутствующих выражал живой интерес к финансовой теме и готовность помочь правильно разделить бюджетные деньги, восстановив справедливость. Не дошедшие до магнитогорцев миллиарды ощущались как-то очень явственно. Сразу вспомнились не везде отремонтированные дороги и не везде проведенное освещение, нехватка мест в детских садах... Да мало ли проблем, требующих решения? Слушатели согласились с тем, что вопрос «Как потратить?» важен не меньше, чем вопрос «Как разделить?» И, чувствуя, что пришло время внести и свою лепту в бюджетную политику, поделились соображениями по этому поводу.
«Убрать несанкционированные стоянки. Решить проблему со своевременным вывозом мусора. Сделать пешеходные дорожки. Построить мини-стадион», – вносили горожане предложения по распределению бюджетных средств, и теперь уже помощники Владимира Шмакова записывали их в блокноты.
Завершение короткой лекции по финансам еще не означало, что встреча закончилась. Аудитория расходиться не спешила. Вице-президент, найдя общий язык с педагогами, беседовал с ними о житье-бытье. А родителей, собравшихся в холле на выходе из школы, почти одолели государственные думы: как привлечь дополнительные средства в бюджет их округа. Чтобы все – по справедливости.