Зарплата начинающего тренера в секции дополнительного образования – 7800 рублей. Чтобы получать в среднем 34 тысячи, надо продержаться пять лет, поэтому многие сразу уходят в школы учителями физической культуры или устраиваются в фитнес-клубы. Впрочем, нехватку тренеров объясняют ещё и недостаточным количеством спортсооружений. В чём главная причина дефицита кадров, разбирались на заседании общественной палаты.
По рекомендации Министерства спорта РФ в населённом пункте на десять тысяч жителей должно приходиться 26 тренеров, то есть потребность Магнитогорска закрыли бы 1074 таких специалиста. Однако на начало 2021 года их всего 203 – 19 процентов от нормы.
– Основной причиной низкой обеспеченности кадрами является недостаток спортсооружений, – считает начальник управления по физической культуре и спорту муниципалитета Сергей Игуменов, выступивший с докладом на заседании общественной палаты. – Всего в городе 828 сооружений: стадион, 339 плоскостных сооружений, 310 залов, в том числе семь ФОКов, специализированный зал настольного тенниса, четыре крытых объекта с искусственным льдом, легкоатлетический манеж, 26 плавательных бассейнов, 11 стрелковых тиров, две гребные базы, вышка-полигон для ледолазания, 30 лыжных баз и другие сооружения.
Общественники спросили Сергея Игуменова, что предпринимается для решения проблемы, если она кроется в нехватке специальных площадок, и не является ли всё-таки скромная зарплата настоящей причиной кадрового голода? Начальник управления объяснил, что планируют построить ещё несколько объектов, например, проводят конкурсную процедуру по проектированию в 147 микрорайоне физкультурно-оздоровительного комплекса. Что касается зарплат, то низкие, действительно, встречаются, но только среди молодых специалистов.
– Тренеров не хватает, потому что вышел новый закон! – поделилась мнением член общественной палаты, директор педагогического колледжа Ольга Леушканова. – Это элементарно: нельзя принимать на работу тренера, если он не имеет педагогического образования. Их просто не успевают подготовить, надо какое-то время пережить, чтобы закрыть потребность.
Сергей Игуменов добавил, что не хватает ещё и специализированных методистов. Но средняя заработная плата по региону у тренеров – 34 тысячи рублей, и в Магнитогорске она на уровне. К тому же в этом году планируют принять на работу шесть специалистов для ведения бесплатных групп.
Член палаты Валентин Поварич стал допытываться об изменении динамики соотношения платных и бесплатных секций. Поварич уверен, что чем больше доступного спорта, тем меньше уровень наркомании и случаев заражения ВИЧ. Игуменов точные цифры назвать затруднился и сказал, что бесплатных секций «сколько было, столько и осталось», а их количество по отношению к платным не растёт, ведь работать там некому.
– Если у нас будут новые спортсооружения, у нас будет где заниматься детям, то есть, какой смысл увеличивать штат тренеров, если им негде проводить занятия? – ответил Игуменов, а ещё заметил, что сооружения – это большая финансовая нагрузка для города. – То, что строится, идёт на софинансировании или федерального, или областного бюджета.
Председатель общественной палаты Владимир Зяблицев предложил высказать мнение директору спортивной школы олимпийского резерва № 1 Сергею Киселёву. Директор спортшколы считает, что главная проблема нехватки тренеров всё-таки не в количестве сооружений и не в отсутствии педагогического образования:
– Когда молодой тренер приходит в нашу школу, которая специализируется на лёгкой атлетике, его зарплата крайне низкая. Чтобы работать на одну ставку, он должен набрать 40 детей, и будет получать 7800 рублей. Школа меньше МРОТа платить не может, и потому добиваем из стимулирующего фонда до 13 тысяч. Человеку на такие деньги нереально жить, а на две ставки он детей не наберёт. Перспектива выйти на хорошую зарплату на горизонте пять – семь лет. Поэтому уже через год тренер уйдёт в среднюю образовательную школу, где зарплата далеко не 13 тысяч, или в частную организацию физкультурной направленности. Я, как руководитель, не могу материально заинтересовать оставаться в спортшколе.
Сергей Киселёв подытожил, что молодой специалист должен получать хотя бы 20 тысяч рублей, и попросил рассмотреть возможность организовать надбавки на местном уровне. Владимир Зяблицев предложил передать это пожелание в общественную палату Челябинской области для того, чтобы вопрос оказался на региональном уровне. Сейчас стимулирующая надбавка не превышает 30 процентов от оклада, и муниципалитет самостоятельно изменить её не может.
Если же проблема всё-таки в нехватке помещений для занятий спортом, то до тех пор, пока не построят новые объекты, тренировки можно проводить в спортзалах средних школ по вечерам, когда закончатся уроки, – вопрос межведомственного взаимодействия управлений городской администрации.
Впрочем, такой опыт был широко распространён в Магнитогорске в 90-х и нулевых годах. Не только спортзалы сдавали в аренду коммерческим спортивным секциям, но и школьные столовые после занятий превращались в банкетные залы, например, для свадеб. Всё это, однако, уже к 2010-му стало восприниматься как отрицательное явление, но спорт, платный или нет, – всё-таки ЗОЖ. А для организации массовых застолий и без школ нашлись места, гораздо более привлекательные и для гостей, и для участников рынка этих услуг.