Исполнилось десять лет группе по системе качества ММК.
В современном мире для усиления конкурентных позиций на отечественном и мировом рынках ключевым становится вопрос сохранения и улучшения качества продукции. Важную роль здесь играет внедрение и развитие стандартов менеджмента качества. В ОАО "ММК" работа в этом направлении ведется уже много лет.
В октябре 1999 года вышел приказ генерального директора ОАО "ММК" Виктора Рашникова о разработке и внедрении на предприятии системы менеджмента качества по международным стандартам ИСО серии 9000, а в ноябре на базе бюро аудита системы управления качеством был создан отдел по разработке и внутренним проверкам системы качества. За десять лет коллектив отдела, а ныне - группы по системе качества, добился значительных успехов, свидетельствующих о планомерном и последовательном внедрении на комбинате результативной и эффективной системы менеджмента качества, удовлетворяющей мировым стандартам.
В марте 2001 года принята "Политика в области качества" ОАО "ММК", в которой сформулирована основная стратегическая цель предприятия - сохранение долгосрочной конкурентоспособности на мировом рынке металлопроката. Ежегодно разрабатывают цели в области качества как для всего предприятия в целом, так и на уровне структурных подразделений по всем направлениям деятельности крупнейшего металлургического комбината страны. В декабре 2002 года в ОАО "ММК" впервые провели сертификационный аудит системы менеджмента качества. По результатам аудита ОАО "ММК" вручены сертификаты на соответствие требованиям стандартов ИСО 9001:2000 и ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в области разработки и производства непрерывно-литых слябов для горячего переката, горячекатаных рулонов, холоднокатаных рулонов и листов, холоднокатаной ленты. В феврале 2004 года по результатам наблюдательного аудита СМК область сертификации расширена на производство извести, агломерата, чугуна, горячекатаных рулонов и листов, стали оцинкованной, стальных электросварных труб и холодногнутых профилей.
Сертификация системы менеджмента качества является лишь первым шагом на пути максимального удовлетворения запросов заказчиков. Масштабное внедрение системы качества должно сплотить все переделы предприятия и его персонал, чтобы за качество конечной продукции отвечал не отдельно взятый цех, а весь комбинат - от первого руководителя до рабочего. Каждый год предприятию необходимо подтверждать соответствие действующей системы менеджмента качества и демонстрировать тенденцию к улучшению.
В декабре 2005 года по итогам ресертификационного аудита произошло расширение области сертификации на все металлургические переделы. Одновременно с этим было признано соответствие системы менеджмента качества ОАО "ММК" требованиям стандарта ИСО/ТУ 16949:2002 "Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ИСО 9001:2000 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части". Этот стандарт распространяется на предприятия автомобильной отрасли и их поставщиков. В ходе последнего наблюдательного аудита, состоявшегося в октябре нынешнего года, в область сертификации на соответствие "автомобильному" стандарту ИСО/ТУ 16949:2002 были включены листопрокатные цехи № 4 и 10, являющиеся внутренними поставщиками для цехов холодной прокатки.
Другое направление работы группы по системе качества - внедрение требований корпоративных стандартов ОАО "Газпром" (СТО Газпром 9001-2006), целью которых является совершенствование действующей системы менеджмента качества и увеличение сбыта металлопродукции компаниям, выполняющим заказы ОАО "Газпром". Речь идет, прежде всего, о крупнейших отраслевых потребителях продукции ММК, к числу которых относятся ведущие отечественные трубные компании - ЗАО "Группа "ЧТПЗ", ЗАО "ОМК" и ОАО "ТМК".
Корпоративные стандарты ОАО "Газпром" разработаны на базе международных стандартов ИСО 9001 и ИСО/ТУ 16949, дополненных специальными требованиями к процессу производства продукции для нужд газовой отрасли. Поэтому стоит задача адаптировать действующую систему менеджмента качества предприятия к требованиям ОАО "Газпром". Причем речь не только об уникальном толстолистовом стане "5000", предназначенном для выпуска заготовки для труб большого диаметра, но и о ЛПЦ-4, ЛПЦ-10, выпускающих продукцию для трубной отрасли, а также о сталеплавильном переделе. Помимо внедрения требований стандарта в технологические процессы предполагается их применение ко всем бизнес-процессам, включая закупки, продажи... Для этого пересмотрена политика в области качества с учетом требований корпоративной политики ОАО "Газпром"; разработаны бизнес-план развития ОАО "ММК" и цели в области качества, пересмотрены нормативные документы в соответствии с требованиями корпоративных стандартов ОАО "Газпром", организовано обучение работников структурных подразделений. Сертификация на соответствие требованиям СТО Газпром планируется в марте будущего года.
Сегодня специалисты группы по системе качества продолжают выполнять непростую задачу совершенствования и развития на ММК системы менеджмента качества. Ведь на сертификации эта системная работа не завершается: необходимо постоянно следить за выполнением требований стандартов, выявлять несоответствия, разрабатывать и осуществлять необходимые корректирующие действия.