НОВЫЙ УЧЕБНЫЙ год в школах, училищах и вузах только начался, а образовательный процесс металлургов в центре подготовки кадров «Персонал» продолжался без каникул.
Коллектив учебного заведения ММК начинает год с новыми планами. Какими именно, рассказывает директор КЦПК «Персонал» Владимир КАКОНИН:
– В этот учебный год мы входим с полностью переработанными программами повышения квалификации руководителей всех уровней. После двух лет наших попыток организовать электронное обучение лед тронулся, и мы приступаем к созданию электронных дистанционных курсов повышения квалификации. В современных условиях нет возможностей создавать учебные группы, которые обучались бы в Московском институте повышения квалификации и его магнитогорском филиале. Сюда можно было бы приглашать высококлассных специалистов, например, по холодному и горячему прокату, сортовому и доменному производствам. Но можно способствовать росту профессионализма работников иначе. Мы предложили руководству комбината создать электронные дистанционные курсы повышения квалификации технологического персонала. Это своего рода учебник, но «живой» и «активный». В нем есть действующие схемы, рисунки, имитационные модели, разработанные на основе опыта, накопленного персоналом цехов, центральной лабораторией комбината, отделом технического контроля. Практически сформирована группа разработчиков курса в области доменного производства. Созданием программы займутся ведущие специалисты предприятия во главе с профессурой кафедры металлургии МГТУ. Изъявили желание заняться разработкой аналогичного электронного учебного пособия их коллеги с кафедры прокатного производства. Их программа будет ориентирована уже на специалистов горячего проката.
– Владимир Иванович, практиковался ли такой вид обучения ранее и в чем его суть?
– Московские специалисты создали тренажер для сортового производства. На нем уже полгода повышают квалификацию наши вальцовщики, операторы. Второй год в электронном формате начальники цехов обучаются охране труда и промышленной безопасности. Занятия организуют следующим образом. Создается учебная группа, после зачисления в нее обучающимся выдают пароль и код доступа в программу. Во вводной части обучения начальник отдела охраны труда и промышленной безопасности, специалисты Госгортехнадзора знакомят слушателей с основными документами, требованиями и представляют программу электронного обучения. Затем в течение двух-трех недель, пользуясь Интернетом, слушатели самостоятельно проходят курс электронного обучения. Программа содержит не только теоретическую, но практическую часть – разработанные специалистами тесты и контрольные работы для самопроверки. Руководство комбината создало в цехах предприятия около десяти компьютерных центров, где в любой момент можно «зайти» в программу электронного курса. По окончании обучения в отделе охраны труда и промышленной безопасности проводят экзаменационное тестирование без подсказок и наводящих вопросов. Результаты знаний оценивает компьютер. Если правильность ответов составляет менее восьмидесяти процентов, комиссия проводит с экзаменуемым собеседование. По заданию управления экономики мы организовали разработку дистанционного курса «Стратегическое управление на основе сбалансированных показателей». Этот курс «загружен» в систему дистанционного обучения «Прометей», и появились первые слушатели, апробирующие новую сложную программу.
– В чем еще преимущества этой программы?
– Электронная форма повышения квалификации – это, прежде всего, экономия времени. Дистанционный курс обучения позволяет совершенствовать знания в любое время суток, в любой точке земного шара, где бы обучающийся ни находился. Начальникам цехов обязательно полагается пройти недельные курсы повышения квалификации по охране труда и промбезопасности. Даже с отрывом от производства. Заочной формы обучения в этом секторе производства быть не может. Специалисты Госгортехнадзора одобрили наш электронный вариант обучения, удостоверившись, что курсы дают добротные знания и объективную их оценку.
– Каково будущее такого обучения?
– Технология электронного дистанционного обучения недостаточно распространена. Я вхожу в консультационный совет при Комитете Государственной Думы по образованию и науке, где занимаются развитием электронного дистанционного обучения и его внедрением. За рубежом в это перспективное направление вкладывают миллиарды долларов. На Западе процесс совершенствования производства происходил постепенно. Мы же совершили резкий скачок: практически с полуручного труда к высоким технологиям. Поэтому задача нашего учебного центра – помочь специалистам адаптироваться к постоянно меняющимся условиям. Парадокс в том, что наше предприятие в какой-то мере «обогнало» ученых вузов. Следует обучать преподавателей, чтобы современные знания они передавали студентам. Это объективно, а не критика в адрес технического университета. Появились технологии, методы управления которыми мало знакомы преподавателям университетов. Наши новые станы нужно изучить, освоить, понять принципы работы.
Сегодня на реверсивном и сортовых станах комбината, на строящемся стане «5000» производство базируется исключительно на знаниях. Это высокотехнологичное современное оборудование, требующее интеллектуального труда. Меняются менеджмент, суть, методы и содержание управления персоналом. Осенью КЦПК «Персонал» планирует провести научно-практическую конференцию по разработке методологии учебных планов. Их составить не так просто, как кажется на первый взгляд. Нужно осмыслить закономерность, действующую в процессе развития, формирования руководителя и специалиста. Необходимо понять, как нужно обучать, чтобы изучение нового материала было эффективным. Без познания общего невозможно решить частное. На конференцию мы пригласим крупных специалистов, генерирующих и создающих современные знания. Постараемся перенять российский и зарубежный опыт.