Когда в 1963 году Геннадий Солдаткин закончил восьмилетку, вопреки расхожей песне о множестве открытых для советских юношей путей-дорог, реалии жизни весьма ограничили его в выборе: нужно было как можно скорее становиться "на крыло" и помогать семье - отцу-инвалиду и матери, Александре Владимировне, не обремененному заработками скромному корректору в типографии.
В то время был популярен фильм "Высота" с Николаем Рыбниковым в главной роли, который, лихо балансируя на раскачивающейся металлоконструкции, исполнял "Марш монтажников". В "кочегары и плотники" Геннадий и не пошел - поступил в 81-е училище на Березках, где готовили рабочую элиту для монтажных организаций, не менее знаменитого, чем Магнитострой, треста "Востокметаллургмонтаж" Минмонтажспецстроя. К слову, и лихачить на высоте за все 44 года, что проработал в управлении, ни себе, ни своим подчиненным Геннадий Солдаткин не позволял, считая один из центральных эпизодов фильма сугубо художественным вымыслом и скверным примером отношения к технике безопасности.
После окончания училища 18-летний монтажник Солдаткин - явное везение! - попал в коллектив Александра Новикова, где пришлось осваивать высший пилотаж монтажа, поскольку одной из лучших монтажных бригад доверяли самые сложные и ответственные объекты. Уроки этих рабочих университетов Геннадий, без сомнения, освоил на "отлично", сужу хотя бы по тому, что спустя несколько лет, когда Александра Новикова командировали в Индию, Геннадию Солдаткину доверили возглавить передовую бригаду, которая и осталась таковой на долгие годы.
По иронии судьбы одним из первых объектов в трудовой биографии Солдаткина была десятая доменная печь - кстати, на строительстве домны и разворачивался сюжет кинофильма "Высота". Там монтировали такие же металлоконструкции - громадные воздухопроводы, фурменную зону. Но в реальной жизни песен на высоте не распевали, от сварочного электрода лихо не прикуривали и флаги в честь трудовой победы не водружали. Но сроки опережали, качество не хромало, и премии получали регулярно. Еще один из "стартовых" объектов Солдаткина - стан "2500" холодной прокатки , протянувшийся вдоль улицы Кирова на целый километр до действовавшего тогда кинотеатра "Магнит". Монтировали и колонны, и мостовые краны, и колпаковые печи. Многие работы приходились на зимний период, работали и в лютые морозы. Но, как говорится, такова судьба строителей и монтажников, для которых не может быть, как и у природы, плохой погоды. Бывало и наоборот, когда в летнюю жару приходилось вести монтаж в действующих цехах.
- Бригада была исключительно дружная, - вспоминает Геннадий Анатольевич. - Нередко после смены на том же стане "2500" всей бригадой шли не в пивную, а в кино, в "Магнит". Дружили семьями, ходили вместе с женами и в театр, и в ресторан - это только сплачивало коллектив, укрепляло трудовую дисциплину.
Припоминаю Геннадию Солдаткину про его совместный с бригадиром Алексеем Лиманом почин, который в середине 70-х годов "партайгеноссе" пытались распространить на всю стройку - по искоренению нарушений производственной и общественной дисциплины.
- Так не я же придумал, - лукаво усмехается Геннадий Анатольевич. - И у Лимана, и в нашей бригаде нарушителей не могло быть по определению. Традиция была: любое порученное дело выполнять качественно и в срок. А гарантия такого усердия - высокие заработки и регулярные премии. Хотя вслух тогда об этом и не полагалось говорить. Ну кто, скажите, позволит залезать тебе и твоей семье в карман? Кстати, у монтажников во все времена заработки были выше, чем на комбинате.
Бригада Солдаткина специализировалась на монтаже различных трубопроводов - от нескольких сантиметров в диаметре до трехметровых - для воды, газа, воздуха, гидравлики. Сварщики - исключительно дипломированные, не ниже шестого разряда, с личным клеймом.
- Прошли, - вспоминает Геннадий Алексеевич, - не только весь комбинат, другие предприятия города, но и объекты в Краснотурьинске, Ургалах, где монтировали газокомпрессорные станции. Много работ приходилось выполнять в действующих цехах, в сложнейших условиях. Прошли все доменные печи, ПВЭС, ЦЭС, множество коксовых батарей, склад привозных руд, прокатные цехи. Бывало, проектанты так напутают, что изрядно голову поломаешь, как ту или иную штуковину на место установить, - хоть вертолет вызывай. А у нас лишь лебедки, кувалды да крепкое русское словцо. Но находили выход…
Особенно гордится Геннадий Солдаткин тем, что довелось поработать на строительстве первой очереди комплекса кислородно-конвертерного цеха, где бригадир со своим коллективом блеснул мастерством и смекалкой, применяя передовые методы укрупненного монтажа, заметно опережая установленные сроки.
Трудовой путь Геннадия Солдаткина пришелся и на советский период, и на безвременье для многих отраслей промышленности и строительства. Когда механомонтажное управление развалилось, Солдаткин вместе с бригадой перешел в Прокатмонтаж, где были и объекты, и зарплата. И остался верен себе. К многочисленным наградам добавились новые знаки трудового отличия - звание "Почетный строитель России", ведомственная медаль "За усердие и труд", медаль ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.
Пришла пора идти на пенсию, предоставить дорогу молодым. Остался было поработать пару лет в коллективе, подготовить замену. А потом видит - замена-то есть! Немало специалистов, классных монтажников считают Солдаткина своим учителем, а его жизненные и производственные уроки - школой Солдаткина. Заходят, звонят, искренне желают здоровья и поздравляют с юбилеем, который ветеран отмечает в эти дни.