ПЕРЕД АГРЕГАТОМ выстроилась очередь рулонов протравленного горячекатаного металла.
Прибыли они в ЛПЦ-5 из кислородно-конвертерного, электросталеплавильного и цехов горячей прокатки. Загудел подводящий транспортер, и первый «гость» отправляется к разматывателю. Сергей Гордеев – «постовой» четырехклетевого стана «2500» – «оживляет» скребковый отгибатель и подъемно-подающие ролики.
– Главное, чтобы полоса пошла по центру барабана разматывателя, – делится он, наблюдая за процессом размотки.
Дальше стальная лента направляется в клети, и за нее берутся вальцовщики. Раньше всех к своим обязанностям приступает Константин Смоленцев – «руководитель» первой клети. Ответственность на нем немалая: нужно контролировать толщину металла и качество поверхности. Нельзя забывать о натяжении полосы, когда она проходит между клетями. И все это нужно делать в движении – пока лента «едет» по рабочим валкам.
– В клети происходит обжатие металла, – рассказывает Константин Николаевич, не отрываясь от пульта. – Из стана он выходит тоньше почти в три раза.
К работе подключается оператор второй клети Олег Харитонов. Практически не глядя на кнопки, он управляет гидроизгибами, которые помогают получить необходимый профиль, и регулирует скорость ленты: валки разгоняют ее до восемнадцати метров в секунду. А первые метры рулона уже прошли «крещение клетями» и добрались до «конечной». Вадим Филиппов – оператор главного поста – включает захлестыватель, который задает переднюю часть полосы на моталку. Операция прошла успешно, и на выходе из стана начинает формироваться новый – теперь уже холоднокатаный – рулон. За всем процессом прокатки внимательно следил старший вальцовщик Вячеслав Ковалев. В пятом листопрокате он уже девять лет. Учился в восемнадцатой школе, затем, по совету матери – вальцовщицы калибровочного завода – пошел в сто пятое профессионально-техническое училище. Сам несколько лет трудился на «калибровке» в цехе ленты холодного проката, на четырехклетевом и двадцативалковом станах. В ЛПЦ-5 он попал под присмотр маститого вальцовщика, Героя Социалистического Труда Анатолия Федоровича Дощечкина. Тот несколько лет назад ушел на пенсию, оставив Ковалева за старшего.
– Физической работы стало меньше, зато прибавилось ответственности, – признается Вячеслав Григорьевич. – Нужно следить, чтобы никто не пострадал, не создал аварийную ситуацию.
Нельзя Ковалеву забывать и о процессе прокатки: каждую секунду нужно контролировать размеры, профиль и качество поверхности.
Тем временем, «новопрокатанный» рулон откантовали, упаковали, пришла ему пора покинуть стан по отводящему транспортеру. Дальнейший его путь – термический участок, где производят обжиг с последующим охлаждением. Последний этап – дрессировочный стан. Это своеобразный «косметический салон», где проходит отделка поверхности, придание товарного вида и необходимых механических свойств.
– Основные наши заказчики – предприятия автомобилестроения, – рассказывает исполняющий обязанности мастера прокатного участка Александр Журавлев. – Мы сотрудничаем с ВАЗом, МАЗом, КамАЗом. Из нашего проката производят сельскохозяйственную технику – комбайны и тракторы.
Александр в цехе шесть лет. Пришел после окончания технического университета, где изучал технологию обработки металла давлением и прикладную механику. Трудовые будни поначалу казались тяжеловатыми: бывалые прокатчики устроили новичку производственный «курс молодого бойца» с уборкой и покраской агрегатов. Потом парню доверили работу на реверсивном стане, на посту размотки, на моталке. Все агрегаты Журавлев освоил быстро. Теперь занимается организацией работы на четырехклетевом, дрессировочных станах и вальцешлифовальном участке.
– Нужно следить за выполнением качественных и количественных показателей, – загибает пальцы Александр, – поддерживать участок в надлежащем виде, заниматься ремонтными работами. Ведь четырехклетевой стан прописан на комбинате уже на протяжении почти четырех десятилетий и по праву считается сердцем пятого листопрокатного цеха.