Раньше быть «пэтэушником» считалось непрестижным. Теперь ситуация меняется: дефицит рабочих кадров охватил страну. Все настойчивее приглашают высококвалифицированных рабочих. Как дела с подготовкой рабочих в Магнитке? С этим вопросом мы обратились к руководителю Южного территориально-методического объединения профессионального образования, директору профессионального лицея № 13 Борису БУЛАХОВУ:
– В октябре системе подготовки рабочих кадров области исполнилось 65 лет. За это время она не раз претерпевала реорганизации. Я здесь относительно недавно – 20 лет назад меня сюда направил Иван Харитонович Ромазан. Мы были и на городском, и на областном, и на федеральном бюджетах. Как дальше будет, не знаю, но, тем не менее, сложившаяся система подготовки кадров устойчивая и достаточно гибкая, чтобы соответствовать требованиям времени. Сегодня я вижу две тенденции на рынке труда: растет потребность в рабочих кадрах и, вместе с тем, повышаются требования к ним. Предприятия стараются привлекать рабочих, имеющих пятый, а то и шестой разряды.
– Ваши выпускники этим требованиям соответствуют?
– Тут многое зависит от самих работодателей. Дело в том, что сегодня государство финансирует подготовку кадров на уровне третьего, максимум четвертого разряда. Однако желания нести затраты по повышению уровня подготовки у многих работодателей нет. Они своих рабочих все равно получат, и выходит, что деньги можно не вкладывать. Но ведь больше вложишь – больше будет отдача. И согласитесь, эффективнее единожды вложить денежные средства в развитие материальной базы, чем постоянно заниматься переподготовкой кадров. Возьмем комбинат-ские училища. ММК традиционно шефствует над профессиональными лицеями № 13, № 41, училищами № 47, 97. Раньше такое сотрудничество называлось шефской помощью, теперь – социальным партнерством. Предприятие укрепляет материальную базу, организовывает практику – это обязательное условие подготовки высококвалифицированных рабочих. Училище, в свою очередь, готовит кадры для предприятия, у работодателя есть возможность отобрать лучших.
– Каков процент трудоустройства среди ваших выпускников?
– Трудоустройство – не самый главный показатель, можно трудоустроиться и через два дня убежать. Главное – закрепляемость. У наших выпускников, по данным отдела кадров ММК, она на довольно высоком уровне – до 60 процентов.
– Отразился ли демографический спад на системе подготовки кадров?
– Этот спад в течение многих лет чувствовали и мы, и директора школ, и руководители предприятий. Впервые в нынешнем году школьников по области стало больше на 800, но они «дойдут» до нас только через девять лет.
– Тем не менее, система профтехучилищ как работала, так и работает. Почему же сейчас в стране, да и в нашем промышленном регионе, не хватает рабочих?
– По экономическим законам на 16 рабочих нужны четыре техника и один инженер. Получается пирамида, основу которой составляет рабочий класс. А у нас она перевернутая. Судите сами: если восемь лет назад в области обучались около 50 тысяч студентов вузов, то сегодня – 150 тысяч. По данным социологических исследований, 65 процентов выпускников вузов вообще не интересует, какую профессию они получают.
– И что же, отказаться от «высшего» и выполнять социальный заказ?
– Сначала есть смысл окончить училище, а если есть желание и способности, учиться дальше. Многие наши выпускники пошли в институт и продолжали работать на комбинате. Например, Анатолий Стариков, который возглавлял комбинат, или заместитель генерального директора Рафкат Тахаутдинов. Кстати, я сам поступил в институт только после техникума и армии. И на комбинате до этого поработать успел в четвертом листопрокате. Хуже, когда оканчивают вуз, а потом идут работать, например, таксистами. Я встречал таких: образование получили, а работать в жестких условиях предприятий им сложно.
– Чем опасен дефицит рабочих кадров?
– Если все пустить на самотек, то через несколько лет у нас основные рабочие места будут занимать выходцы из Средней Азии и Кавказа. Москва, кстати, с этим столкнулась. Там подготовкой кадров почти не занимаются. Причина: высокий уровень зарплаты и большое количество желающих там поработать. Потом начинается: «Россия для русских», пацаны бритоголовые начинают приезжих лупить… А что русские? Они пиво идут пить в восемь утра, а узбеки уже пашут…В металлурги они, конечно, не пойдут, но вот нишу в строительстве уже заняли. Они и требуют меньше, и социальных гарантий им не надо.
– От чего зависит престиж рабочей профессии?
– От государственной политики, от наших совместных усилий, от СМИ наконец. Откройте телевизионную программу и посмотрите – про рабочих ни одного фильма. Выходили мы с предложением от российского совета директоров профтехобразования: снимите сериал про рабочих, мы вам даже заплатим, со всей страны деньги соберем. Но руки у них не доходят – им это неинтересно. А в нашем городе «ММ» – практически единственная газета, которая пишет о простых рабочих. Естественно, что когда ребята попадают в нашу систему, мы стараемся рассказать им о будущей профессии, о наших традициях. Как говорил директор комбината Дмитрий Галкин, «держитесь, ребята, за трубу и не пропадете».
– Училища не только обучают, но и воспитывают, социальные навыки прививают?
– Чтобы ребята стали хорошими специалистами, одного обучения маловато. На ММК нас приучили к дисциплине, ответственности, инициативности. Я, помню, протягиваю главному прокатчику заявление: «Прошу обеспечить прокатными валками». А он мне говорит: «Ты мне задание не давай, а пиши письмо за моей подписью на министра». И я сейчас говорю сотрудникам, что все зависит от вас, предложения давайте конкретные и по конкретным адресам. И ребят этому же учим. Воспитываем в них чувство ответственности, объясняем, что у нас есть законы, по которым на комбинате живут. Нарушил – за это надо отвечать. Наша задача сегодня – не только огородить ребят «от тюрьмы и от сумы», но и обучить их профессии, что обеспечит их нормальной работой и нормальными условиями жизни.