Это на старте трудового пути, начавшегося в благополучные восьмидесятые во втором «мартене» ММК, всё было предсказуемо. Машинист разливочного крана, шестнадцатого аванс, двадцать шестого – зарплата, через десять лет – своё жильё. Алексей Сотников на хорошем счету, назначен командиром оперативно-комсомольского отряда. Но девяностые перепутали все планы, заставили искать новые жизненные дороги вслепую, даря то неожиданную удачу, то крушение надежд.
Градообразующе предприятие тогда лихорадило вместе со всей отечественной экономикой. Однако запомнилась и бартерная отдушина: «Многие тогда подшучивали – мол, «дядя Ваня Ромазан» всех одел в одинаковое. Но когда случалось бывать у родственников в Ленинграде, краснеть не приходилось – мы были одеты лучше многих». В девяностые Алексей Сотников занял должность начальника отдела в коммерческой фирме. А через время – на то и девяностые с их непредсказуемостью – уже работал упаковщиком хлеба в компании сферы пищепрома. И, добавляет с гордостью, по совместительству был кондитером пятого разряда, хоть и не получил профильного образования. Готовить любил всегда, позднее и сыновей приобщил, но его кулинария – с русским характером: чтоб приправа поострее, ложка в тарелке стояла, а от стола за уши не оттянуть. Пиццу и ту начиняет плотно, как пирог, и тесто к ней готовит сам: обедать так обедать!
Но кондитерские навыки уместнее для домашнего применения, а чтобы семью кормить – надо устраиваться на серьёзное производство. На ММК к концу девяностых уже было не устроиться: очередь вытягивалась во двор отдела кадров. Но у него, выпускника «дикой дивизии» ВДВ, армейская выучка: как бы ни было тяжело, принимать всё как должное и не сдаваться. Однажды переночевал в машине у отдела кадров, в пять утра уже был у закрытой двери – возглавил очередь. И вот уже четверть века в копровом.
До сих пор помнит свой портальный кран, на котором здесь работал первые годы: старичок – несовершенный, несовременный, работаешь часто стоя, чтобы охватывать взглядом всю площадку, но они друг к другу прикипели. Сегодня техника другая, но копровый двор по-прежнему открыт всем ветрам, равнение, как говорится, по-прежнему на колоннады, и машинист всё так же раньше приборов на панели по звуку способен уловить неполадку, а по виду и объёму лома – хоть обрезь, хоть мягкий лист – его вес. И несмотря на то, что в своё время звали в электросталеплавильный, – Алексей Сотников не стал менять привычное рабочее место.
В большом, своими руками построенном срубе за городом, где часто собираются три поколения Сотниковых, половина взрослого населения семьи – крановщики. И Алексей Владимирович гордится тем, что вписан в смену поколений в профессиональном сообществе. Когда-то, уже с опытом работы на кране, учился у Азата Хафизова управлять мостовым, позднее тот у него – портальным. Потом Алексей Сотников обучал пришедшего из электросталеплавильного Руслана Зиганшина. Хвалит его за мастерство, к тому же надо иметь большую волю, чтобы ежедневно из села добираться на работу. Ещё одного ученика, Сергея Абрамова, убедил поступить в вуз – и нынче парень идёт в гору. Да и для себя пятидесятидевятилетний Алексей Сотников в профессии и быту ставит высокую планку. Ни дня без тренажёрки. Заниматься дома не видит смысла: тренироваться в зале – это как в клуб ходить, все знакомы, связаны общей жизненной философией. Год назад поставил себе цель сдать на «золото» нормы ГТО: хотел проверить себя – сумеет или нет. Сумел. Такая у него философия: не пасовать перед препятствиями. Работать так работать, летать так летать.