Сегодня на региональной сети автодорог России насчитывается около 64 тысяч искусственных сооружений – мостов, путепроводов и эстакад, при этом семь процентов из них находятся в аварийном состоянии. Большинство таких объектов было построено в 50–60-х годах прошлого века, они проектировались в расчёте на определённую нагрузку. Однако с тех пор интенсивность дорожного движения увеличилась в десятки раз.
– Старение конструкций, недостаточное внимание к содержанию сооружений, превышение допустимых нагрузок – основные факторы, влияющие на снижение надёжности и долговечности мостов.
Капитальный ремонт или реконструкция искусственного сооружения требует значительных финансовых средств,
которых в бюджетах субъектов недостаточно.
Именно поэтому было принято решение о создании отдельной программы по восстановлению таких объектов, – отметил заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин.
В ближайшие три года на реконструкцию аварийных мостов и строительство путепроводов на дорогах регионального и местного значения из федерального бюджета направят 287,8 миллиарда рублей. Масштабные работы пройдут в рамках федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть», входящего в состав дорожного нацпроекта.
– Как правило, такие сооружения являются жизненно важной частью не только местной, но и межрегиональной транспортной инфраструктуры. Последствия их разрушений или просто ограничение движения вызывают существенные потери для экономики и значительные неудобства для населения. Именно поэтому до 2024 года планируем направить регионам двести миллиардов рублей на приведение в нормативное состояние ста тысяч погонных метров мостов и ещё 87,8 миллиарда – для строительства 121-го путепровода, – обозначил Марат Хуснуллин.
На сегодня количество заявленных регионами искусственных сооружений составляет 5,7 тысячи единиц. Общая протяжённость аварийных и предаварийных мостов, путепроводов и эстакад возросла до 290 тысяч погонных метров. Исходя из этого предварительная оценка федеральной поддержки для приведения этих объектов в нормативное состояние превышает 500 миллиардов рублей.
Первые шаги по улучшению состояния искусственных сооружений на региональных дорогах уже сделаны. Так, в этом году части субъектов выделены федеральные средства на проведение таких работ в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги». При этом внимание уделяется как крупным мостовым сооружениям, так и небольшим, но очень значимым для населения объектам.
– Благодаря национальному проекту возведение масштабных объектов сейчас идёт по всей стране: это не только реконструкция мостов и путепроводов, но и строительство обходов городов, новые улицы, новые участки региональных дорог. Начиная с 2019 года стартовали работы на 140 таких региональных и местных капиталоёмких объектах, порядка 120 из них уже введены в эксплуатацию. Всего же за три года благодаря нацпроекту нам удалось отремонтировать более 40 тысяч километров дорог, – подчеркнул руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков.
В Магнитогорске не первый год идут работы в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги». На территории города отремонтировали треть дорог, нуждающихся в приведении в соответствие, – более 50 километров.