В условиях кризиса власть идет навстречу крупному бизнесу и особенно экспортерам. Диалог ведущих российских сталелитейных компаний с правительством и законодателями оживился прошлой осенью и не потерял активности до сих пор.
Недавнее всероссийское совещание по вопросам развития металлургии, прошедшее на ММК и собравшее владельцев и руководителей всех ведущих отечественных сталелитейных компаний, превратилось в очередной раунд переговоров.
В конце прошлого года, когда внутренний рынок замер, федеральное правительство вместе с Центробанком попыталось создать благоприятные условия крупным экспортерам, поскольку продажи на мировом рынке даже в условиях снижения цен (экспортные цены на продукцию ММК, например, тогда упали наполовину) обеспечивали стабильный приток денежных средств. По большому счету, плавная девальвация рубля в конце прошлого-начале нынешнего года (национальная валюта ослабла к доллару и евро с ноября прошлого года на 25-30 процентов) и задумывалась как одна из мер помощи экспортерам.
Поначалу, правда, процесс "забуксовал". Зарубежные рынки металлопродукции в первые месяцы 2009 года один за другим стали "закрываться". Глобальный кризис охватил все страны, и потребление металлопроката снизилось, а рубль весной окреп и отыграл часть "потерянного" у евро и доллара. Доля экспорта в структуре продаж ММК, например в первом квартале, снижалась каждый месяц и в марте упала до 30,7 процента. Комбинат, к тому же, тогда как раз вышел на плюсовую рентабельность, обеспечив приток средств на свои расчетные банковские счета не только с внешнего, но и с внутреннего рынка. Однако затем рост цен на металлопрокат на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии усилил экспортные позиции ММК. В апреле-июне доля поставок за рубеж возросла и по итогам первого полугодия составила 43,4 процента - почти на треть больше, чем в 2008 году. Аналогичная экспортная тенденция "постигла" и другие крупные российские компании, которые, правда, в отличие от Магнитки, полностью отказавшейся от продаж полуфабрикатов, реализовали за рубежом немало нерентабельной стальной заготовки.
Теперь, похоже, пошла "вторая волна". Экспансия российской металлопродукции, как и следовало ожидать, бесследно не прошла - начались новые антидемпинговые расследования.
- Протекционизм в тех или иных формах является нормой, - признал министр промышленности и энергетики России Виктор Христенко на совещании в Магнитогорске. - Не удивительно, что сейчас, в условиях кризиса, когда буквально каждого платежеспособного потребителя ставят на учет, началась новая антидемпинговая война. В данный момент в одиннадцати странах действуют 27 ограничений в отношении экспорта российской стальной продукции. В ближайшее время стоит ожидать увеличения заградительных мер со стороны Китая и Ирана…
Генеральный директор ОАО "Северсталь" Алексей Мордашов тут же озвучил давнюю мечту руководителей российских металлургических компаний - создать единый регламент защиты российских производителей на внешних рынках. Причем предложил использовать для достижения цели любые меры - "вплоть до политического давления"…
С ростом продаж отечественной металлопродукции на внешнем рынке вновь стала актуальной и еще одна проблема. Осенью прошлого года одной из действенных мер по стимулированию экспортеров провозглашалось сокращение сроков процедуры возврата НДС. В ноябре в своем докладе на расширенном совещании руководителей и профсоюзных лидеров комбината председатель совета директоров ОАО "ММК" Виктор Рашников подробно рассказал о планах правительства. Срок возврата денежных средств, уплаченных в виде налога на добавленную стоимость с экспортной продукции, предполагалось "в самое ближайшее время" сократить минимум в три раза. Если прежде подготовленные на комбинате документы в течение трех месяцев проверялись в налоговых органах (а весь период возврата денежных средств по данному налогу достигал в среднем шести месяцев), то в конце прошлого года поступило четкое указание правительства: на проверку отводится лишь один месяц.
На практике, однако, все осталось на прошлогоднем уровне. "Январский НДС получаем, в лучшем случае, в июне", - посетовал на всероссийском совещании по вопросам развития металлургии председатель совета директоров ОАО "ММК" Виктор Рашников...
Четыре группы первоочередных мер поддержки отечественной металлургии были сформулированы еще год назад - на всероссийском совещании металлургов в Нижнем Новгороде, тоже прошедшем под председательством Владимира Путина. Поддержка экспорта в том "реестре" значилась под первым номером, хотя в прошлом году и не была столь актуальной, как сейчас.
В Магнитогорске министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко посетовал, что в России антидемпинговое направление пока не получило достойного развития: "Во-первых, у нашей страны нет такого гигантского опыта в применении этих мер, как в Соединенных Штатах Америки и Европе. И количество антидемпинговых мер и расследований в России гораздо меньше. Во-вторых, наши заявители по уровню подготовки решений не так сильны, как зарубежные". Однако отечественные сталелитейные компании, подчеркнул Виктор Христенко, защищать свои права на внутреннем рынке научились: "Две трети всех антидемпинговых мер в отношении импорта и 100 процентов российских антидемпинговых расследований - это металлургия…"
Выходит, острота момента в стальной отрасли сейчас выражается исключительно незабвенной "концепцией" Остапа Бендера о спасении утопающих.