Известно, что за отправную точку истории градообразующего предприятия взяты пуск домны и выплавка первой партии магнитогорского чугуна. Но это событие - венец почти трехлетней напряженной работы первостроителей.
И так сложилось, что большой юбилей в Магнитке отмечают позже малых, на которые так богат нынешний год. Во многие подразделения праздник приходит раньше, кадровая служба - не исключение.
Деятельность любого предприятия в той или иной степени возможна без механизмов, но ее трудно представить без людей. Обратимся к периоду возведения комбината - найдем этому подтверждение. И структура по набору работников еще только формировалась, и будущий промышленный гигант, первенец первой пятилетки, значился в чертежах, а первостроители все прибывали. На первых порах о целенаправленном отборе не могло быть и речи, потому использовали всех, кто оказался под рукой. В 1930-м на стройке трудились девятнадцать тысяч человек, в следующем - свыше шестидесяти. Энтузиазм, помноженный на массовость, обеспечивал небывалые, ранее невиданные темпы. Но трудовой порыв - ничто, если не подкреплен знаниями.
Прежде чем заниматься профессиональной подготовкой трудящихся, многих из них требовалось научить элементарной грамотности. Согласно официальной статистике, в середине 1930 года в городе выявлено две с половиной тысячи человек, не умеющих читать и писать. Ликбез казался бесконечным, ведь и через восемь лет крестик вместо подписи ставили более четырех тысяч магнитогорцев. Десятилетие понадобилось для победы "культурной революции". Между прочим, грамотность на продолжительный период стала важным элементом кадровой политики: квалифицированных работников раньше других обеспечивали жильем.
Совсем другой уровень образования обеспечивали школы рабочей молодежи, куда в первую очередь принимали тружеников комбината. Первоначально школ открыли четыре, затем еще семь, а количество учащихся достигало пяти тысяч человек. Тогда же закладывались партнерские отношения с техническим вузом, который открылся в городе за год до пуска комбината. Постепенно дефицит кадров начали восполнять за счет женщин. Не употребляли в ту пору понятие "слабый пол", и на мартенах работали все наравне. Одно только препятствие требовалось преодолеть - без открытия детских яслей и садов на пополнение рассчитывать не приходилось.
Но трудности периода становления не идут ни в какое сравнение с военными. Государственное задание - варить и катать броневую сталь - комбинат получил сразу, как только стало известно о нападении врага. Выполняли его, в том числе, и юнцы, которым бы еще в школе учиться. Около десяти тысяч металлургов отправились защищать Родину, и ровно столько же специалистов необходимо было обучить. На две трети персонал состоял из подростков, которые заняли места кадровых рабочих.
Восполнять пробелы в знаниях помогали ремесленные училища, где процесс образования шел без отрыва от производства. Молодых людей обеспечивали одеждой и постельным бельем, срочно строили для них общежития - одним словом, делали все, чтоб ученики быстрее заполняли штат. Крепких и плечистых определяли в сталевары или горновые, в прокатчики - тех, кто пониже и послабее, в слесари - худых и низкорослых.
При директоре Григории Носове работа кадровой службы стала системной. До того считалось, что она заключается в оформлении найма, увольнения или перемещения по служебной лестнице, то есть проставления штампа в паспорте, который заменял трудовую книжку. К эпохе легендарного директора относится выдвижение не менее легендарного руководителя кадровой службы Бориса Буйвида, который возглавлял ее не одно десятилетие. Выходцу из Украины и талантливому организатору не мешало даже отсутствие полного среднего образования. Именно тогда в кадровой службе были выделены два сектора - для рабочих и управленцев, а позднее и третий - для сопровождения профессионального роста работников. Руководитель службы обязательно занимал должность заместителя директора по кадрам.
По инициативе Носова для будущих молодых специалистов было построено три интерната - с воспитателями в штате и продуманным укладом жизни. Место расположения выбрали не случайно: рядом Дворец культуры металлургов, индустриальный техникум, а первые этажи зданий интернатов изначально проектировали под объекты соцкультбыта - книжный магазин, швейное ателье, библиотеку, столовые. Впервые в стране они работали круглосуточно, с учетом комбинатской "трехсменки".
Сколько за восемь десятилетий можно вспомнить того, чем можно гордиться и о чем не зазорно рассказать с высоких трибун. Уже трудно навскидку сказать, с каких пор комбинат взял шефство над городскими школами и не думал отказываться от такого элемента кадровой политики. Как-то на всесоюзном совещании директоров предприятий руководитель украинского завода с трибуны жаловался: "Сколько можно тащить на себе детские учреждения"? Директор ММК Андрей Филатов под аплодисменты зала ему ответил: "Дорогой товарищ! Радоваться надо, что нас пустили в школы, где можем влиять на умы и привлекать юношей на предприятия".
Не меньше длится история сотрудничества со средними учебными заведениями: с советских времен в начале учебного года совместно с директорами и начальником областного профтехобразования на комбинате определяли меры поддержки училищ. По приказу директора отдел кадров ежегодно брал обязательство, независимо от числа вакансий, принимать более трех с половиной тысяч выпускников. В результате такой политики молодежь, которой не хватало по всей стране, не спешила покидать город, а в "комбинатских" училищах был конкурс до двух человек на место.
Отбор звездочек, способных "вытянуться в нитку и не подвести Магнитку", не прекращался во все времена, какими бы сложными они ни были. Для этого немногое нужно - лишь осознание того, что ни один ценный специалист не должен остаться "за кадром". Относится это и к студентам, с которыми заранее заключаются договоры, гарантирующие трудоустройство, и к рабочим со стажем. Совсем недавно, в период острой фазы кризиса, Магнитка в который раз всех удивила. Когда повсюду сворачивали производство, на комбинате, по решению Виктора Рашникова, возводили стан "5000".
Использовали вынужденную паузу для будущего рывка, опять же стройка пришлась как нельзя кстати для загрузки временно свободного персонала. Не случайными выглядели тогда слова Александра Маструева, в течение двух десятилетий на разных должностях возглавлявшего кадровую службу: "Свой коллектив стараемся сохранить. До экономического кризиса в Группу компаний ММК за год принимали 14 тысяч человек, то есть больше тысячи в месяц. Процесс оптимизации идет медленно, поэтапно растягивается на несколько месяцев. Отказываемся от услуг сторонних организаций - на их место переводим металлургов. На строительстве стана "5000" задействовано 1400 человек, за ними сохранены прежние рабочие места. Да, это другая работа, более тяжелая, но другого выхода из положения нет".
Далеко ушла система подбора и подготовки кадров за минувшие десятилетия. Когда-то обучить родному языку было проблематично, сейчас без знания иностранного - никуда. Да и управляться сейчас надо совсем не киркой да лопатой - такими механизмами, которые отцам и дедам не снились. Времена меняются, но подходы остаются.
- Готовить профессиональные кадры для комбината начинаем со школы, - говорит директор по персоналу ОАО "ММК" Иван Сеничев. - Каждый год по три тысячи школьников посещают во время экскурсий цехи и музей предприятия. Десять лет в рамках программы "Одаренные дети Магнитки", которая разработана по инициативе Виктора Филипповича Рашникова, выплачиваем именные стипендии и тем самым поощряем лучших учеников. В повседневной работе следуем традициям, которые сложились на комбинате, - естественно, с серьезной поправкой на современные требования.
Верность выбранного курса в кадровой политике получала подтверждение не однажды. Последний раз - во время недавнего визита президента России Дмитрия Медведева в Магнитогорск. На заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики глава государства говорил о необходимости узаконить прохождение практики студентами-инженерами на производстве и в конструкторских бюро, начиная с третьего курса, а на ММК это положение давно реализовано. Две тысячи студентов проходят практику на комбинате практически круглый год, по заранее составленным для групп и факультетов графикам.
Успех любого начинания - в системе, которая отлажена и четко функционирует. В том, что она есть и показывает эффективность, президенту не составило труда убедиться. Главные специалисты Группы компаний "ММК" участвуют в разработке учебных планов и программ, принимают участие в государственных аттестационных комиссиях, рецензируют и руководят научно-исследовательскими работами.
Кадровая политика стала одним из основных разделов отчетного доклада председателя совета директоров ОАО "ММК" Виктора Рашникова на недавнем годовом собрании акционеров. Он особо подчеркнул, что сохранение и подготовка кадров остаются приоритетными направлениями развития комбината.
Досье "ММ"
История кадровой службы комбината берет начало с приказа № 366 начальника Магнитостроя Якова Гугеля от 27 мая 1931 года, когда была утверждена структура бюро кадров ММК. Оно состояло из трех секций - оперативно-плановой, рабочих кадров и секции учета и распределения кадров. 12 июня 1931 года вышел приказ о создании отдела кадров ММК. В 2000 году образовано управление кадров ОАО "ММК". Кадровую службу в разные годы возглавляли: Василий Киселев (1940-1942), Георгий Коротаев (1942-1956), Борис Буйвид (1956-1983), Владимир Каконин (1983-1992, 2000-2003), Владимир Зорин (1995-2000), Игорь Деревсков (с 2003). Общая численность персонала в Группе компаний ММК на 1 января 2011 года - 59331 человек, в т. ч. в ОАО "ММК" - 21475. В 2010 году курсы профессиональной подготовки и повышения квалификации прошли более 36 тысяч сотрудников. Расходы на эти цели в 2010 году составили 143,5 миллиона рублей, план на 2011-й - 191,4 миллиона. Планируемые инвестиции в подготовку рабочих и специалистов для новых высокотехнологичных производств составят 107,2 миллиона рублей. Обучено 850 человек, в том числе 76 - на предприятиях Германии и Австрии.