НЕТ ПЛОХИХ УЧЕНИКОВ, есть плохие учителя.
Эта мудрость почему-то не идет на ум, когда открываешь дневник своего отпрыска – документ, свидетельствующий о радивости школьника или отсутствии таковой. Хорошие отметки – не единственное требование, детки должны отличаться прилежанием, послушанием и степенностью. О таких идеальных школьниках мечтает каждый учитель. Во времена разнополых школ девочки на переменах чинно прогуливались по коридорам, в мужских гимназиях орущих «метеоров» пресекали дежурные. В настоящее время порядки, слава богу, более демократичные. У второклассника школы № 40 Кирилла Ильина – энергии хоть отбавляй. Лишь на переменке подобные ему маленькие «моторчики» могут отвести душу. «И чудно!» – скажет иной педагог. «Возмутительно!» – возразит другой. Кто прав? Современная педагогика вкупе с педиатрами – двумя руками за физическую и психологическую разгрузку ребенка. Более того, медики считают: если ребенок не резвится и не бегает, значит, он болен. Различные точки зрения на ребячью гиперактивность породили конфликтную ситуацию в упомянутой школе.
Кирилл с двумя мальчишками носился по столовой. Классный руководитель, видно, исчерпав все педагогические методы воздействия, а может, и не исчерпав, документально довела до сведения родителей о недостойном поведении детей. Двое шалунов судьбе покорились, а Кирилл пытался воспрепятствовать очередной красной записи в дневнике. Ручные манипуляции ученика и учителя все же закончились красным росчерком, но не в дневнике, а на лице Кирилла – след от ногтей Людмилы Васильевны (автор по просьбе педагога изменила имя).
Школьник пытался скрыть от родителей инцидент, сказав, что его случайно поцарапали мальчишки. Он не знал, что Людмила Васильевна сразу же позвонила маме Кирилла – Наталье Ильиной. «Классный руководитель была очень возмущена поведением нашего сына, говорила, что ей нужно было записать замечание, а он плакал и не отдавал дневник, – рассказывает Наталья Александровна, – что он «шантажировал» ее слезами, кидался на нее драться. За такое поведение Кирилла могут исключить из школы. В конце разговора учительница добавила, что она случайно его поцарапала. Я ей ответила, что обязательно поговорю с ребенком».
У меня, как у родителя, дрогнуло бы сердце при виде детских слез: бог с ним, с этим замечанием. У принципиального педагога иная реакция на детский плач: «У меня нет других мер воздействия, – поясняет Людмила Васильевна. – А если бы он поскользнулся и разбил голову, я бы уже давно в тюрьме сидела. Нам и родители говорят – пишите. Это обратная связь. Они втроем бегали. Двоим я записала замечание, а почему Кириллу – нет? Несправедливо получается».
Директор школы Любовь Ивановна Москвина считает: замечание в дневнике – это признание учителя в своей педагогической несостоятельности.
Вечером, увидев сына, родители ужаснулись. «Небольшая» царапина глубоко пробороздила правую щеку, задетое веко воспалилось. В качестве доказательства Наталья Александровна протянула мне фото Кирилла.
Мальчика срочно отвезли в детский травмпункт «Айболит». Родители были возмущены не столько случайной травмой, а последующим непедагогическим поведением педагога: «Почему она, взрослый человек, классный руководитель, сама мать, не отвела Кирилла в медпункт, не поставила в известность администрацию школы, без сопровождения отправила восьмилетнего ребенка с отекшим глазом домой? А если бы по дороге с ним что-то случилось?» Эти слова Наталья Ильина произнесла в кабинете директора школы.
Людмила Васильевна оценивает ситуацию по-иному: «У ребенка ни кровинки не было. Мама меня по телефону успокоила, поэтому я ни к медику, ни к администратору ребенка не повела. «Обработанная» царапина еще больше бы напугала родителей. Но на следующий день выяснилось, что ребенку «сняли» побои. Мне даже хотели рукоприкладство приписать. Произошла случайность. Я даже в мыслях не допускаю поднять руку на ребенка».
Директор школы была шокирована поведением классного руководителя, принесла извинения родителям и сделала все, чтобы уладить ситуацию: ходила мирить ученика и учителя. Как в детстве – мизинчик за мизинчик: «Мирись, мирись, больше не дерись».
Семья решила – конфликт исчерпан: в заявлении на имя директора было написано, что претензий к классному руководителю нет. Такое же заявление легло на милицейский стол: Ильины не жаловалась в органы правопорядка. По закону документы о нанесении травмы автоматически передают из «Айболита» в районный отдел УВД.
Родители претензий не имели, однако администрация школы решила разобраться в ситуации. «По любому инциденту у нас назначают комиссию, – говорит директор Любовь Москвина. – В нее входят социальный педагог, психолог, медицинский работник, заместитель директора по начальной школе, председатель профсоюзного комитета. В данном конкретном случае комиссия решила, что педагог повела себя некорректно, и предложила Людмиле Васильевне уволиться по собственному желанию». Рекомендация покинуть школу отнюдь не наказание за случайно нанесенную рану. Поцарапать можно, и отдав дневник с пятеркой. Именно некорректным, а точнее, бессердечным отношением к ребенку было вызвано решение комиссии.
«Получается, я одна во всем виновата, – говорит Людмила Васильевна. – Хуже меня никого в школе нет. Семью трогать нельзя, ребенок всегда прав. Он хочет остаться в классе, значит, по логике должна уйти я».
3 ноября в класс, где учится Кирилл, пришел новый учитель, а через три дня родительский актив пригласил Наталью Ильину на собрание, которое превратилось в судилище семьи Ильиных. По словам Натальи Александровны, разбирали не конфликтную ситуацию, а перешли на личности. В полном соответствии с принципом: сам дурак и нос у тебя картошкой. Наталью выставили «скользким и двуличным человеком, уволившим прекрасного педагога». Незачем ей было ходить в травм-пункт, а могла и сама рану обработать. Из класса надо удалить не Людмилу Васильевну, а «психованного» Кирилла, пока он всех не покалечил.
Против активистов родительского комитета не помогли бы ни сила легких, ни разумные доводы. Наталья Ильина покинула класс. Нетрудно представить, с каким сердцем. Семья растеряна и возмущена: «Ребенок из потерпевших стал обвиняемым, как ему учиться дальше? – вопрошает мать. – Наша благополучная семья вдруг превратилась в монстров».
«Родителям пытались в корректной форме объяснить, что в семье к ребенку применяют насилие, ведь он до сих пор закатывает истерики. А мама Кирилла обиделась», – комментирует собрание Людмила Васильевна.
– Если учитель уверен, что ребенка наказывают за провинности, то зачем провоцировать насилие – записывать замечание в дневник? – спросила я Людмилу Васильевну.
– Я не успела написать и решила этого не делать. Сама напугалась.
Нужно ли было после драки махать кулаками – после того как написано заявление «по собственному», и устраивать собрание родительского актива? Людмила Васильевна так объяснила ситуацию: «Дети ждали меня и надеялись, что приду. Большинство родителей убедили не покидать класс. Администрация школы не ожидала, что родители будут за меня. На собрании я услышала, что директор согласна заключить со мной трудовой договор на два с половиной года. Потом передумала. Надо давать шанс человеку, но мне его не предоставили. Мама Кирилла не согласна пойти на мировую».
За всеми разбирательствами мы совершенно забыли о самом мальчике. Не отразился ли на психике ребенка этот конфликт? Мало ли примеров, когда дети в такой ситуации решаются на крайний шаг? «Ущербным он себя не чувствует, одноклассники хорошо к нему относятся, у него есть друзья, – говорит психолог школы Анжела Антипина. – Дети в таком возрасте быстро забывают неприятности. Кирилл – общительный, коммуникабельный, активный, но границ не переходит».
Точку в этой истории поставила сама Людмила Васильевна: «Сложно работать учителем, думала, у меня получится, но теперь я намерена сменить профессию».
Полагаю, любой из родителей может простить учителю его «предметный» непрофессионализм: слабые знания можно компенсировать. Сложно оправдать педагога, который, ратуя за справедливость, не способен понять, пожалеть и простить маленького ученика.
Остается лишь уповать на то, что душевные раны от этого конфликта зарубцуются так же скоро, как царапина на лице второклассника.